ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПОДЛИННОМУ. Беседа с М.А. Шолоховым
ПРАВДА
31 июля 1974 г.
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПОДЛИННОМУ
Беседа с М.А. Шолоховым
Специальный
корреспондент «Правды» В.В. Дробышев побывал в станице Вешенской у Михаила Александровича
Шолохова. Сегодня мы публикуем записанную им беседу с писателем.
Видеть и
слушать крупнейшего советского писателя, приглядываться к чертам его характера,
насытиться созерцанием природы, мощно влившейся в его книги, – значит
прикоснуться к подлинному, к
живительному роднику.
Сегодня в
шолоховском доме – московский художник, пейзажи приехал писать донские.
Недавно были здесь писатели, земляки Шолохова – Анатолий Калинин и Анатолий
Софронов. А чуть раньше приходили инженеры с Нововоронежской атомной электростанции:
на байдарках плыли по Дону в отпускные дни, не удержались, зашли с визитом...
Паломничество гостей для писателя, стоящего на пороге своего семидесятилетия,
наверняка не всегда необременительно, но такой уж у Шолохова характер: без
людей не мыслит жизни.
Беседа
наша поначалу не очень шла, но постепенно разговор завязывался. Словно бы сам
собой. Вот Михаил Александрович вставляет крепкую сигарету в мундштук, неторопливо
чиркает зажигалкой, закуривает, смотрит вдаль, в просторы Задонья...
Километрах
в двухстах от Вешенской, у станицы Клетской, сейчас, как известно, ведет
съемки кинофильма «Они сражались за Родину» режиссер Сергей Бондарчук. Члены
съемочной группы были у Михаила Александровича, рассказывали, как идет работа,
как мыслят они воплотить образы, советовались с ним. Я спросил Михаила
Александровича: получится ли фильм? Удачен ли подбор актеров? Знал уже, что
именно Шолохов подсказал кинематографистам место для съемки.
– Места
донские я за свою жизнь узнал. Да и как же не знать отчий край, родной дом. А
фильм... Фильм, судя по всему, должен получиться. Режиссер принял правильное
решение: показать психологию солдата, его внутренний мир, его мужание и закалку
в суровых испытаниях войны. У нас часто любят говорить о солдате вообще, о
солдате, выигравшем Отечественную, а воевал-то весь народ, одетый в солдатские
гимнастерки... Вот Никулин прямо в такой гимнастерке и сюда приехал. Хочет
вжиться в образ. – Михаил Александрович показывает фотографию, на которой его
гости-кинематографисты здесь вот, на веранде шолоховского дома, а улыбается: –
Веселый мужик, общительный.
– А Василий
Шукшин? – любопытствую я.
– Тоже
хорош... Чалдон, настоящий чалдон... – И добавляет с теплотой в голосе: –
Думаю, получится у них. Да и сам Бондарчук подходит. Ведь у меня Звягинцев
задуман как пожилой, запаса второй очереди, солдат. Звягинцев жизнь знает,
отслужил в армии... Солдат в окопе, крупным планом, со всеми деталями
фронтового быта – вот что нужно. Нужно показать лицо солдата и в бою, и в
затишье между боями.
– Михаил
Александрович, тридцать три года с небольшим минуло с тех пор, как началась
война. Что вы сказали бы сейчас о том времени?
– Чувства
мои неизменны. Обо всем этом я писал не раз и в годы войны, и после победы, а
изрекать прописные истины не стоит.
Шолохов
замолчал, затянулся сигаретой, и сизый дымок потянуло в нависшую над верандой
листву.
– Главное –
не терять веру, – проговорил он, – веру в народ, в его идеалы.
– Сейчас
нередко говорят и спорят о том, какое место в духовной жизни народа должно быть
уделено прошлому. Михаил Александрович, как-то в беседе со школьниками вы
сказали, что видите в современной молодежи и свою революционную молодость, и
соратников по созиданию сегодняшнего нашего общества, и тех, кому принадлежит
будущее. И за это вот любите ее...
– Да, это
правда. Чувство любви и беспокойства за тех, кто будет жить после нас, – это
еще и ответственность перед будущим. Но будущего без прошлого не бывает. У нас
и сегодня должна быть ответственность перед прошлым. Прежде всего, революционным
прошлым. Перед тем, что отцы и деды наши задумывали, перед тем, чего искал столетиями
народ. Молодежи стоит почаще вспоминать, что они, отцы и деды, может, были
моложе нас с тобой. И погибали за революцию, веря, что мы не подведем. Молодому
человеку стоит задуматься: все ли сделано, чтобы надежды их исполнились? Не
случается ли порой, что слово с делом расходятся? Может, бюрократизмом обросли,
равнодушием? Это каждому надо проверять в себе. А сравнивать свою жизнь у нас
каждому есть с чем. Народ в борьбе за лучшую долю оставил вечные памятники –
и людей, и примеры героических поступков, и книги, в которых лучшие писатели
выразили его надежды... Перед всем этим мы ответственны не менее, чем перед
будущим. От этого никому не уйти.
– Вы,
Михаил Александрович, часто встречаетесь с иностранцами. Некоторые из них
иногда удивляются: почему, мол, у вас в России до сих пор пишут о прошедшей войне
и революции и не могут про это забыть? Очевидно, и вам приходилось сталкиваться
с этим...
– Приходилось. И не раз. На Западе кое-кто хотел бы отсечь нас от добрых революционных традиций, объявив все это «прошлым». Находятся, к сожалению, порой и у нас такие доморощенные – «иностранцы». Говорят, было, мол, одно поколение, – Шолохов на последнем слове сделал иронический нажим, – а теперь вроде быльем поросло. Мол, теперь другие задачи, другие песни поем... У нас тут за Вешенками дуб растет. Триста шестьдесят лет ему. Памятником природы называют. А спили его – останется пень, останутся кольца на пне. По кольцам историю жизни этого дуба узнаешь: когда засушливый год был, когда – благополучный. Только вот дуба не будет. Чурки руби, как знаешь, изучай, как хочешь, а дерева живого не будет. Так и с поколениями, если их начать делить. Нет, мы на это не пойдем. Ни народ, ни партия с этим не согласятся. Новые задачи есть, конечно. Большие задачи, важные. Народ их решает. Но сохранить верность революционным традициям, верность заветам отцов и дедов наших – это главная задача. Она унаследована нами от революции. Народ хочет исполнения тех идеалов, ради которых он шел в революцию, вынес на своих плечах неимоверную тяжесть гражданской и самой тяжкой, Отечественной войны. Мы верны этому идеалу уже больше полувека. Он для нас неизменен. Мы не остановимся, будем наши задумки воплощать в жизнь. А то, что мешает, надо отбрасывать, бороться с этим.
Пошел
разговор о том, что во все времена при решении выдвигаемых жизнью проблем
приходилось преодолевать немалые препятствия, о тех грандиозных задачах,
которые стоят сегодня перед советским народом.
– Думаю, что
прежде всего нужно помнить о чистоте коммунистических идеалов, – сказал
Шолохов. – Надо помнить о бескорыстном и верном служении идее. Коммунизм –
это последовательное бескорыстие не на словах, а на деле. Каждый должен следить
за этим. Сейчас настало время сыновей и дочерей тех, кто отстоял и укреплял
Советскую власть... Представь, чтобы Толстой пришел в редакцию «Нивы» пристраивать рукопись своего сына. Или Рахманинов просил бы Шаляпина дать
своей племяннице возможность петь с ним в «Севильском цирюльнике». Или, еще
лучше, Менделеев основал бы институт и посадил туда директором своего сына...
Не улыбайся. Над этим стоит подумать. И не потому, что такие молодые люди
плохи, без таланта. Совсем не потому. Но теми легкими возможностями, которые
им предоставлены, они, быть может, заглушают более сильный талант, задерживают
его развитие и проявление. Как видишь, это не личное дело каждого, а
народное. Ленин учил опираться на самодеятельность масс, развивать ее,
поощрять. Мы служим идее, а не лично себе. Каждый из нас должен видеть и
чувствовать в себе, прежде всего государственного человека, на каком бы
месте ни находился. Самодеятельность масс и культура – сегодняшний фундамент
Советской власти. А культура у нас есть. Великая. И за полвека она приобрела
новые качества, новые грани.
В ответ
на мои слова о том, что за последние два десятилетия многое изменилось в литературе,
новые писатели пришли, новые темы возникают в спорах критиков, Шолохов сказал:
– Ну что же, споры в литературе – дело естественное, обыкновенное. В двадцатые годы
и не такие, как сейчас, словесные баталии гремели. Порой и в ущерб писательской
работе, для того, кто своей головой думать не привык. А литература росла,
крепла, развивалась. Тогда были целые группы оппозиционно настроенных,
злобствующих литераторов, да и те с Советской властью сделать ничего не
смогли, потому что это – народная власть. А сейчас, если и появится какой отщепенец,
так его никто всерьез не принимает. С такими надо бы построже. Известно: паршивая
овца заведется – все стадо испортит.
– Перед
литераторами встают свои рабочие задачи. Что вы считаете главным в писательской
работе?
– Наши
писатели – плоть от плоти народа. Главное для них – писать правду. Писательский
труд – дело индивидуальное. Такова особенность нашей профессии. Сейчас,
случается, десяток, два десятка пишущей братии отправляются в вояж по стране,
выступают, что-то прочтут, расскажут, как работают. При таких выступлениях читатель
только и может, что увидеть известного ему писателя в лицо. Вообще-то поездки
и контакты с читателем – дело нужное. Но что-то слишком часто стали раздаваться
голоса, из которых можно понять, что писатель стремится объяснить читателю им
написанное, учить читателя понимать написанные им книги. Занятие это
напрасное. Писатель во все времена учился у народа, старался донести во всей
полноте его мысли и чаяния, его сокровенное. Это все следовало бы спокойно обсудить,
без споров, без взаимных упреков, никого не обижая, спокойно разобраться.
Возвращаясь
к сказанному Шолоховым о фильме, который сейчас снимается, я напомнил о книге
воспоминаний недавно скончавшегося маршала Георгия Константиновича Жукова,
книге, которая читается самыми широкими кругами людей, соперничает с художественными
произведениями о войне.
– Как вы
думаете, чем это вызвано? – спросил я Михаила Александровича.
– Жуков был великим полководцем суворовской школы. Он понимал, что на плечи солдата легла самая нелегкая часть ратного подвига. Думаю, поэтому его воспоминания и пользуются такой любовью. Писателям-профессионалам иной раз нелегко тягаться с такой литературой. Это – свидетельства очевидцев и участников событий. Войну я видел с детских лет, немного знаю, что это такое... Знать психологию солдата, его ратный труд, его чистое сердце и моральную выдержку, его твердость необходимо каждому, кто берется писать о нем. Есть у меня во второй книге «Они сражались за Родину» генерал, брат Николая Стрельцова. Книга еще в работе, но мне велено психологию, мир чувств и этого человека соотнести с делами времени. Дело не в том, кого изображает писатель – солдата или генерала. Необходимо, прежде всего, показать человека-борца – мыслящего, сознательного, убежденного, твердого человека. Здесь недостаточно одного правдивого показа войны, нужна еще идея, ради которой эта война изображается. Воюют-то не просто народы, армии, солдаты и генералы. Сражаются идеи. Превосходство и духовная зрелость советского воина были несомненны далее в самые трудные первые дни войны. Ни народ, ни армия не теряли веры в победу. Об этом я писал и в военных очерках, и в книгах.
– Михаил
Александрович, русская литература никогда не была бедна талантами, в последние
годы появилось много новых писательских имен, получивших заслуженное признание.
Что в современной литературе можно отметить – как негативное, так и позитивное?
– Отрадно,
что сейчас имеются большие возможности для появления новых писательских имен.
Правильно поступают те журналы и издательства, которые не боятся делать
ставку на тех, кто еще не заслужил внимания читателя. Вот, к примеру, «Молодая
гвардия», «Наш современник», «Москва»... В них нередко встречаются повести и
рассказы авторов, имена которых звучат впервые в печати. Хорошо, что эти
авторы стараются соотнести свои поиски с ходом отечественной истории. Но то,
что молодые писатели порой замыкаются в узком круге вопросов, не хотят или не
умеют на свою работу посмотреть с высоты народных судеб или хотя бы подняться
над героями своих книг, не поможет созданию настоящих произведений. Нужно
характеры соразмерять с эпохой, с жизнью народа. Кому, как не молодым
писателям, смело вторгаться в жизнь, в самую ее сердцевину! Я бы сказал, что
часто молодым прозаикам все еще недостает партийного, по-настоящему
гражданского подхода к своей работе. Часто они умеют точно передать реальные
подробности жизни своих героев, но когда дело идет о широких обобщениях,
пасуют.
– Что вы
могли бы пожелать пишущей молодости, Михаил Александрович?
– Больше
гражданского мужества, смелости, верного, партийного подхода к своей работе.
Успехов, конечно, на этом нелегком пути.
– Михаил
Александрович, можно заметить по вашим неоднократным высказываниям, что вы
очень любите Скандинавию. Что вас привлекает в тех краях?
– Первый
раз я побывал в Скандинавии в предвоенные годы. Увидел жизнь, которую знал до
этого только по литературе. Что привлекательного?.. Люди. Открытые, под стать
природе, тоже открытой, несколько суровой, но чистой и могучей. В скалах и фиордах
чувствуется скрытая сила. Суровая, мужественная, но не грозная. Да и рыбак я
заядлый, – улыбнулся Шолохов. – Мне кажется, у русского народа много общего
в характере с природой Скандинавии, а значит, и с ее людьми.
Есть в
окрестностях Вешенской, невдалеке от самого Дона родник. Здесь насосная
станция, дающая чистую, не требующую никакой химической обработки воду всей станице.
Но еще и льется вода в Дон – широким ручьем, стремительным, прохладным. Раньше
тут стояла мельница водяная, крутились колеса, гремели жернова – так могуч был
напор воды, бьющей из сердца земли. Говорят, что бьет этот родник из огромного
подземного пресного моря. Бьет родник и ныне, и напор его не ослабевает. И
чистота остается прежней.
Могучая
здесь природа. Спокойная, раздольная. Стоит выйти на крутизну Лебяжьего яра,
что в десятке километров от Вешенской, – простор открывается неохватный. А
внизу, далеко-далеко, – излучина Дона, сияющий под солнцем прибрежный песок.
Высокое небо не кажется отсюда недостижимым. Правобережье донское, все в
увалах, посеченных логами, фиолетовой хмарью покрыто.
И
думается о том, что для сердца русского человека неотрывны вовек донская природа,
люди казачьих станиц и писатель, запечатлевший все это мощью своего таланта с
такой неповторимой убедительностью.