О СЕМЬЕ. Значение семьи (Основные задачи воспитания). Иван Ильин
Иван Александрович Ильин
Семья
есть первичный, естественный и в то же время священный союз, в который человек
вступает
в силу необходимости. Он призван строить тот союз на любви, на
вере и на свободе
– научиться в
нем первым совестным движениям
сердца;
и – подняться
в нем к дальнейшим формам человеческого единения – родине и государству.
Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает
свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит
одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и
окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак
по самому существу своему возникает из выбора и решения; а ребенку не приходится выбирать и решать: отец
и мать образуют как бы ту предустановленную для него судьбу, которая выпадет ему на
его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить, – ему остается только принять ее и нести всю
жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его
детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные
склонности и дары; но судьба этих склонностей и талантов, – разовьются
ли они в дальнейшем
или поблекнут, и если расцветут, то как именно, – определяется в раннем детстве.
Вот почему семья является первичным
лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми
нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей
своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи или как
бы жив
ы м символом ее семейственного духа. Здесь пробуждаются и начинают
развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кош
и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые
основы его характера;
здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь
ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая
личность или,
может быть, низкий
проходимец. Не
прав ли Макс Мюллер, когда он пишет;: «Я думаю, что там, где дело идет о воспитании
детей, к жизни надо подходить как к чему-то в высшей степени серьезному,
ответственному и высокому»; и не прав ли немецкий богослов Толук, утверждая: «Мир
управляется из детской...» Мир не только строится в детской, но и
разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но пути погибели. И если мы
подумаем, что «следующее
поколение» все время
вновь нарождается и воспитывается и что все его будущие подвиги и преступления,
его духовная сила и его возможное духовное крушение – уже теперь, все время, слагаются и созревают вокруг нас и при нашем
содействии или бездействии, то мы сможем отдать ceбе отчет в том, какая ответственность лежит на
нас...
Все это означает, что семья как бы живая «лаборатория»
человеческих судеб,
–
личных и народных,
и притом каждого народа в отдельности и всех народов сообща; с тем отличием,
однако, что в лаборатории обычно знают, что делают, и действуют
целесообразно, а в семье обычно не знают, что делают, и действуют как придется.
Ибо семейная
«лаборатория» возникает
от природы, на иррациональных путях инстинкта, традиции и нужды;
здесь люди не задаются никакой определенной, творческой целью, а просто
живут, удовлетворяют
собственные потребности, изживают свои склонности и страсти и то удачно, то
беспомощно несут последствия всего этого.
Природа
устроила так, что одно из самых ответственных и священных призваний человека – быть отцом и
матерью,
–
делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и
половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух условий для
того, чтобы, не задумываясь, возложить на себя это призвание. – «...А чтоб
иметь детей
–
кому ума не доставало?!» (Грибоедов) Вследствие этого утонченнейшее, благороднейшее
и ответственнейшее искусство на земле – искусство воспитания детей – почти всегда недооценивается и
продешевляется; к нему и доселе подходят так, как если бы оно было доступно
всякому, кто способен физически рожать детей; как если бы существенным было
именно зачатие или рождение ребенка, а остальное – именно воспитание детей – было бы совсем не существенно или могло бы
делаться как-то так, «само собой». На самом же деле тут все обстоит совсем иначе.
Окружающий нас мир людей таит в себе многое множество личных неудач,
болезненных явлений
и трагических судеб, о которых знают только духовники, врачи и прозорливые
художники; и все эти явления сводятся в конечном счете к тому, что родители
этих людей сумели их только родить и дать им жизнь, но открыть им путь к любви, к
внутренней свободе, вере и совести, т.е. ко всему тому, что составляет источник духовного
характера и истинного счастья, не сумели; родители по плоти сумели дать
своим детям, кроме плотского существования, только одни душевные
раны, иногда
даже сами не замечая того, как они возникали у детей и въедались в душу; но не
сумели
дать им духовного
опыта, этого
целительного источника во всех страданиях души...
Бывают
эпохи, когда эта небрежность, эта беспомощность, эта безответственность родителей
начинают возрастать от поколения к поколению. Это как раз те эпохи, когда
духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это
эпохи распространяющегося
___________________________________
*
Согласно словоупотреблению современной психопатологии;
«травмы», т. е. жгучие, болевые душевные ощущения, следы и последствия которых
сохраняются потом в течение всей жизни.
и
крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности,
бесчестия,
карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе
больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не
берегут, его не строят. Тогда в отношениях между родителями и детьми возникает некая «пропасть», которая,
по-видимому, увеличивается от поколения к поколению. Отец и мать перестают «понимать» своих
детей, а дети начинают жаловаться на «абсолютную отчужденность», водворившуюся в семье; и не понимая, откуда
это берется, и забывая свои собственные детские жалобы, выросшие дети завязывают новые
семейные ячейки, в которых «непонимание» и «отчуждение» возникают с новою и большею силою.
Непрозорливый наблюдатель мог бы прямо подумать, что «время» настолько «ускорило» свой бег, что между родителями и детьми
установилась все возрастающая душевно-духовная «дистанция», которую нельзя ни заполнить, ни преодолеть; тут, думают они, нельзя
ничего
поделать: история спешит, эволюция с повышенной быстротой создает все новые
уклады, вкусы
и воззрения, старое стремительно старится, и каждое следующее десятилетие несет людям новое и
неслыханное... Где же тут «угнаться за молодежью»?! И все это говорится так, как если бы духовные
основы жизни тоже
подлежали веянию моды и технических изобретений...
В
действительности это явление объясняется совсем иначе, а именно – заболеванием
и оскуднением человеческой духовности и в
особенности духовной
традиции. Семья
распадается совсем не из-за ускорения исторического темпа, но вследствие
переживаемого человечеством духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное
единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее,
спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, – а
именно чувства
взаимной духовной сопринадлежности. Полевая потребность, инстинктивное влечение
создают не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание);
из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядом –
жительство
рождающих и рожденных
(родителей и детей). Но «похоть плоти» есть нечто неустойчивое и самовольное; она тянет к
безответственным изменам, к капризным новшествам и приключениям; у нее, так
сказать, «короткое
дыхание», едва
достаточное для простого деторождения и совершенно не соответствующее задаче воспитания.
В
действительности человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной
жизни. И
если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад.
История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью:
великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые
выражаются прежде всего в разложении семьи. Понятно, почему это так было и бывает. Семья есть первоначальная,
исходная ячейка духовности, – как в том смысле, что именно в семье человек
впервые научается
(или, увы, не научается!) быть личным духом; так и в том смысле, что духовные силы и
умения (или, увы, слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит
затем в государственную и общественную жизнь. Вот почему духовный кризис
поражает прежде всего исходную ячейку духовности; если духовность колеблется и
слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Но
раз поколебавшись в семье, она начинает слабеть и вырождаться и во всех
человеческих отношениях
и организациях: больная клетка создает больные организмы.
Только
дух имеет достаточно глубокое и длительное дыхание для того, чтобы творчески
создавать и поддерживать
естество семьи, чтобы успешно изучать не только «проблему половой любви», но и проблему со здания нового, лучшего и более свободного
поколения. Поэтому
формула брака звучит не так: «я жажду», или «я желаю», а скорее так: «в любви через любовь я создаю новую, лучшую и боле
свободную человеческую жизнь» ... Она звучит не так: «желаю наслаждаться своим счастьем», – ибо это
была бы формула, уводящая брак на уровень простого спаривания; а так: «я хочу
создать свой свободный духовный очаг и в этом найти свое счастье» ...
Всякая
настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья
возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья,
он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители
могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители
могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья,
внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой
предприимчивости. В
просторе народной жизни она подобна прекрасно распустившемуся
цветку. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая
свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных
сцен», есть
настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической
вялости и жизненного «неудачничества». Она подобна тем больным растениям, которым ни один
хороший садовник не даст места в своем саду.
Если
ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей?
Если он с детства
не привыкнет искать счастье именно во взаимной любви, то в каких же злых и дурных влечениях
он будет искать счастье в зрелом возрасте? Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко
вчувствуясь в жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда
бессознательно следя за «старшими» наподобие «неутомимых следопытов». И тот, кому приходилось слышать и
регистрировать детские
высказывания, точки зрения и игры в несчастных разлагающихся семьях, где жизнь есть
сплошное мучительство, лицемерие и надрыв, тот знает, какое больное и гибельное
наследство получает от родителей такая несчастная детвора.
Чтобы
развиваться верно и творчески, ребенок должен иметь в своей семье очаг любви и счастья.
Только тогда он сможет развернуть свои нежнейшие и духовнейшие способности; только тогда его собственная
инстинктивная жизнь не будет вызывать в нем ни ложного стыда, ни болезненного
отвращения; только
тогда он сможет прильнуть с любовью и гордостью к традиции своей семьи и своего рода с тем, чтобы принять ее и продолжить ее своею жизнью. Вот почему
любовная и счастливая семья есть живая школа – сразу – и творческого равновесия души, и
здорового органического консерватизма. Там, где царит здоровая семья, там творчество
будет всегда достаточно консервативным для того, чтобы не выродиться в
беспочвенную революционность; а консерватизм будет всегда достаточно
творческим для того, чтобы не выродиться в реакционное мракобесие.
В любовной и счастливой семье воспитывается человек
с неповрежденным
душевным организмом, который
сам способен органически любить, органически строить и органически воспитывать.
Детство есть счастливейшее время жизни: время органической
непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого»
счастья, время, когда все прозаические «проблемы» безмолвствуют, а все поэтические
проблемы зовут и обещают; время повышенной доверчивости и обостренной
впечатлительности; время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства.
Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и
способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую
жизнь; а это значит – тем неповрежденнее останется его душевный организм. Тем
естественнее, богаче и творчески продуктивнее расцветет его личность в лоне
родного народа.
И вот, главным условием такой семейной жизни – является способность
родителей ко взаимной духовной любви.
Ибо счастье дается только любовью долгого и глубокого дыхания; а такая любовь
возможна только в духе и через дух.
Все то, что мы доселе установили о духовно
здоровой семье, как бы предрешает вопрос об основных задачах воспитания.
Можно было бы просто сказать, что все воспитание
ребенка, или во всяком случае его основная задача, ко веем сферам духовного
опыта; чтобы его духовное око
открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление
Божественного в мире и в людях. Надо как бы повести или сводить душу
ребенка во все «места», где можно найти и пережить нечто божественное[2]; постепенно все должно стать ей доступным, – и природа во всей ее красоте, в ее величии и
таинственной внутренней целесообразности; и та чудесная глубина, и та благородная
радость, которую дает нам истинное искусство; неподдельное сочувствие всему
страдающему; и действенная любовь к ближнему; и блаженная сила
совестного
акта; и мужество национального героя; и творческая жизнь национального гения, с
его одинокой
борьбой и жертвенной ответственностью; и главное: непосредственное молитвенное обращение к
Богу, который и слышит, и любит, и помогает. Надо, чтобы ребенок получил доступ всюду, где Дух Божий
дышит, зовет и
раскрывается,
– как в самом
человеке, так и в окружающем его мире...
Душа
ребенка должна научиться воспринимать сквозь весь земной шум и сквозь всю не
иссякающую пошлость повседневной жизни – священные следы и таинственные уроки
Всевышнего; воспринимать их и следовать им; чтобы, внемля им, всю жизнь «обновляться
духом ума своего» (Ефес. 4.
23). Подобно тому,
как однажды выразился Лафатер: «внимай тихому гласу вещающего в тебе Господа»... Чтобы
ребенок, возрастая и входя в пору зрелости, привык в лоне семьи; и
заменить семью в этом деле ничто не может: ибо только в семье природа дарует
необходимую для воспитания любовь, и притом с такою щедростью, как
нигде более. Никакие «детские сады», «детские дома», «приюты» и тому подобные фальшивые замены – семьи
никогда не дадут ребенку самого необходимого: ибо главной силой воспитания
является то взаимное чувство
личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком и ребенка с
рос связывает родителей с ребенком и ребенка с родителями связью единственной в своем роде – таинственной
связью кровной
любви. В
семье и только в семье ребенок чувствует себя единственным и незаменимым,
выстраданным и неотрывным, кровью от крови и костью от кости, – существом,
возникшим в сокровенной совместимости двух других существ и обязанным им своей
жизнью; личностью, раз навсегда принятою и милою во всем ее
телесном-душевном-духовном своеобразии[3]. Это не
может быть ничем заменено; и как бы трогательно ни воспитывался иной
приемыш, он всегда будет вздыхать про себя о своем кровном отце и о своей
кровной матери...
Именно
семья дарит человеку два священных первообраза, которые он
носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет
его дух: первообраз
чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз
благого отца, дарующего
питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места
для этих зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих
источников духовной
любви и духовной веры! Ибо неподлинные силы его души,
непробужденные и не взлелеянные этими благими, ангелоподобными образами, могут остаться в пожизненной
скованности и мертвости.
Суровой
и мрачной стала бы судьба человечества, если бы однажды в душах людей до конца
иссякли эти священные источники. Тогда жизнь превратилась бы в пустыню, деяния
людей стали бы злодеяниями, а культура погибла бы в океане нового варварства.
Эту
таинственную связь человека со священными силами или «прообразами», которые открываются ему в недрах его семьи и
рода, с дивною силою почуял и выговорил Пушкин – один раз в языческо-мифологической форме,
именуя эти прообразы «пенатами» или «домашними божествами»; другой раз – в обращении к тому, что знаменует жилище семьи
и священный прах предков.
Еще единый гимн –
Внемлите мне, пенаты! вам пою
Ответный гимн, советники
Зевеса...
_________
Примите гимн, таинственные
силы!..
_________
Так, я любил вас долго! Вас зову
В свидетели, с каким святым волненьем
Оставил я людское стадо наше,
Дабы стеречь наш огнь уединенный,
Беседуя один с самим собою.
Часы неизъяснимых наслаждений!
Они дают нам знать сердечну глубь,
В могуществе и в немощах сердечных
Они любить, лелеять научают
Не смертные, таинственные чувства,
И нас они науке первой учат –
Чтить
самого себя...[4]
Так, из духа семьи и рода, из
духовного и религиозно
осмысленного приятия своих родителей и предков – родится и утверждается в человеке чувство
собственного
духовного достоинства,
эта первая основа
внутренней свободы, духовного характера и здоровой гражданственности. Напротив,
презрение к прошлому, к своим предкам, и, «следовательно», к истории своего народа, порождает в человеке
безродную, безотечественную, рабскую психологию. А это означает, что семья есть
первооснова родины.
Во
втором отрывке Пушкин выражает эту мысль с еще большей точностью и
страстностью.
Два чувства дивно близки нам –
В
них обретает сердце пищу –
Любовь
к родному пепелищу,
Любовь
к отеческим гробам.
На
них основано от века
По
воле Бога самого
Самостоянье
человека,
–
Залог
величия его...
Так, семья есть первичное
лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры; и
прежде всего
–
родины.
[*]Ильин И. Пути духовной культуры.
[2] Живую картину такого
духовного паломничества дает И.С. Шмелев в своем замечательном произведении «Богомолье».
[3] Ср. русскую поговорку: «Дитя
хоть гнило, а отцу-матери мило».
[4] Этот неоконченный
набросок я привожу с некоторыми сокращениями. Курсив Пушкина.