ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК РУССКОГО НАРОДА
Иван Александрович Ильин
(1883–1954)
«Мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то
Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они
не нужны и мне самому», – завещал нам выдающийся мыслитель XX века, один из
ярчайших представителей русской религиозной философии Иван Александрович Ильин.
И вот пришло время, и его замечательные книги стали возвращаться к нам, в
Россию...
И.А. Ильин родился в Москве 28 марта 1883 года. Учился в московских
классических гимназиях; окончил с золотой медалью. После этого получил
блестящую высшую академическую подготовку. В университетские годы, обучаясь на
юридическом факультете, занимался древнегреческой философией и особенно
немецкой идеалистической. Его сочинения были посвящены Аристотелю, Канту, Фихте
Старшему, Шеллингу и Гегелю. В области чистой юриспруденции занимался тремя
основными вопросами: «Идея государственного суверенитета», «Монархия и
республика» и «Природа международного права».
В 1909 году он сдал магистерские экзамены и после двух пробных лекций был
утвержден в звании приват-доцента Московского университета.
1910–1912 годы Ильин провел в научной командировке за границей – в
университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина и Геттингена, а также в Париже
(Сорбонна).
Весной 1912 года Ильин вернулся в Москву и в течение следующих десятилетий
преподавал на юридическом факультете Московского университета и в ряде других
высших учебных заведений.
В 1918 году, когда власть была уже в руках большевиков, он защитил
магистерскую диссертацию. Юридический факультет тогда почему-то еще не трогали,
и защита состоялась. Официальными оппонентами на защите диссертации выступили
знаменитые профессора П.И. Новгородцев и кн. Е.П. Трубецкой. Труд Ильина «Философия
Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» был настолько значителен,
что ему присудили сразу две степени: магистра и доктора государственных наук.
Крупнейший исследователь его творческого наследия преподаватель Питтсбургского
университета Николай Петрович Полторацкий писал: «Главным для Ильина было то,
что философия Геголя есть философия духа, в пределе – религиозная философия».
По вскоре власти взялись и за Ильина. Только в 1918 году он был арестован в
марте, августе, ноябре и декабре. В декабре его судили в московском
Революционном Трибунале, но оправдали «за недоказательностью обвинения». В
сентябре 1922 года его – вместе с другими выдающимися людьми нашего Отечества –
выслали из России за «непризнание Советской власти».
После высылки Ильин шестнадцать лет жил в Берлине, где состоял профессором
при Русском Научном институте, в котором читал систематические и эпизодические
лекции на русском и немецком языках. В автобиографической справке, написанной
во время второй мировой войны, он перечисляет их: Энциклопедия права, История
этических учений, Методология юридических наук, Система этики, Введение в
философию, Введение в эстетику, История греческой философии, Философия
немецкого идеализма, Логика, Философия религии, Учение о правосознании,
Философия Гегеля, Религиозная идея восточного православия, О духовных принципах
революции в России, Современная русская изящная литература, Сущность и судьба
коммунизма, О реформах государственного устройства, Основы советского
государства.
В 1934 году Иван Александрович был удален национал-социалистами из
института. Н.П. Полторацкий писал: «Просвещенный противник
марксизма-коммунизма-большевизма, Ильин очень рано распознал подлинное лицо и
национал-социализма. Он отказался признать партийную программу
национал-социалистического режима и через полтора года после прихода Гитлера к
власти был удален из Русского Научного института. Со временем ему были
запрещены также все другие публичные выступления, устные и печатные, и он
обрекался, в перспективе, на голодную смерть. Более того, ему грозил арест и
заключение в тюрьму или концлагерь».
Так заканчивался второй, берлинский, период жизни великого русского
ученого-патриота. Помимо лекций в Русском Научном институте, он много писал в
русской печати, готовил новые труды в разных областях религиозной философии,
правоведения и политологии. В 1924 году в Париже выходит его книга «Религиозный
смысл философии». Основная идея этой книги состоит в том, что для выхода из
современного кризиса необходимо создание новой философической методологии
научной очевидности, новой философии правосознания и государственности, совести
и доброты, этического воспитания и художественности. Необходима, наконец, «новая
философия религиозности и откровения, чтобы вновь открылось замкнутое око человеческое,
по-старому приемля Бога и по-новому приемля мир; чтобы осветились современные
религиозные падения и блуждания и чтобы в религиозном обновлении душ
возобновилось одинокое боговидение и соборное богослужение».
В 1934 году в Софии вышла его брошюра «О России. Три речи». Говоря в ней о
значении Православия для русского человека, Ильин писал, в частности, что «именно
из глубины Православия родилась у русских уверенность, что свешенное есть
главное в жизни, и что без священного жизнь становится унижением и пошлостью, а
Пушкин и Гоголь подарили нам это клеймящее и решающее слово, которого, кажется,
совсем не ведают другие языки и народы... Пусть не удастся нам безошибочно
отличить главное от неглавного и священное от посвященного; пусть вожди нашего
народа блуждают в предчувствующих суевериях, а вернее, гоняются сослепу за
пустыми и злыми химерами. Страдания, посланные нам историей, отрезвят, очистят
и освободят нас... Но к самому естеству русской
народной души принадлежит это взыскание Града. Она вечно прислушивается к
поддонным колоколам Китежа; она всегда готова начать паломничество к далекой и
близкой святыне; она всегда ищет углубить и освятить свой быт; она всегда
стремится религиозно принять и религиозно осмыслить мир... Православие научило
нас освещать молитвою каждый миг земного труда и страдания: и в рождении, и в
смерти; и в молении о дожде, и в окроплении плодов; и в миг последнего, общего
молчаливого знамения, и в надписи на здании университета; и в короновании
Царя, и в борьбе за единство и свободу Отчизны. Оно научило нас желанию быть
святою Русью...»
Все три речи Ильина о России проникнуты глубочайшей верой в Россию и
духовные силы русского народа. Даже в годы революции и большевизма, писал
Ильин, «годы разложения, стыда, унижения и смуты, два главных луча всегда
утешали – и будут утешать и укреплять – утомленную и сомневающуюся душу:
религиозная чистота и мудрость русского Православия и пророческая богоозаренность
нашего дивного Пушкина...»
Но, пожалуй, главной книгой этого, берлинского периода, да и вообще жизни
Ильина, вызвавшей особый интерес, споры и даже клевету, является книга «О
сопротивлении злу силою», изданная в 1925 году в Берлине.
Книга эта явилась ответом на самый труднейший для христианского сознания
двусторонний вопрос: «Смеет ли человек, стремящийся к нравственному
совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Смеет ли человек, религиозно
приемлющий Бога, Его мироздание и свое место в мире, – сопротивляться злу
силою и когда необходимо, то и мечом?»
В своей книге Ильин довольно подробно изучает и подвергает уничтожающей
критике учение Толстого о добре и зле... «завершившееся формулой непротивления
злу насилием – фактическим отказом от борьбы со злом». Верное решение Ильин
находит лишь «в древнем духе Православия, исходившего прежде всего из
Апостольских посланий, из последующей святоотеческой литературы и из толкований
великих русских святителей прошлого». Он отмечал, что применения силы, меча,
смертной казни тут не оправданы, не освящены, не святы или священны, но они все
же обосновываются и допускаются как необходимость, т.е. они не воспрещаются,
не отвергаются и не проклинаются. Они должны быть приняты христианским сознанием
во всех тех случаях, когда иные методы борьбы со злом оказываются
недействительными и физическое воздействие становится единственно верным
средством. В этом случае применение меча или смертной казни не есть грех;
прибегая к ним, применяющий силу будет неправеден, но прав. «Сопротивляться злу
надо всегда любовно, – писал И.А. Ильин, – во-первых, религиозным и
нравственным самоусовершенствованием; во-вторых, духовным воспитанием других; в-третьих,
когда ясно, что все другие способы противостояния злу недействительны или
неприемлемы, – то силой и мечом. В то же время, поскольку человекоубивание при
всех обстоятельствах остается делом неправедным, применение крайних средств
есть трагедия. Трагедия эта требует определенного компромисса – и возлагает на
представителя государственной власти и на воина обязанность прибегнуть к
покаянному самоочищению».
Идеи Ильина вызвали острейшую полемику. С одной стороны – враждебные его
идеям – выступили представители большевистского (особенно усердствовал
корреспондент газеты «Правда» Кольцов), эсеровского (Керенский),
республиканско-демократического (Милюков), религиозно-философского (Бердяев) и
левоцерковного лагерей; с другой – поддержавшие его идеи – представители
Русской Православной Церкви за рубежом, белого лагеря, а также крупнейший
религиозный мыслитель Н.О. Лосский.
В письме к Петру Бернгардовичу Струве, бывшему в то время редактором
известной эмигрантской газеты «Возрождение», от 9 июля 1925 года Ильин писал: «Епископ
Берлинский Тихон и Митрополит Антоний (в те годы глава Русской Православной
церкви за границей. – В.Л.) считают мою книгу подлинным и точным
выражением православного воззрения».
Архиепископ Анастасий (впоследствии митрополит, глава Русской Зарубежной
церкви) в письме от 18 февраля 1926 года, писал Ильину: «Я глубоко удовлетворен
созвучием наших мыслей и настроений... Я не удивляюсь, что она вызвала столько
разнообразных и даже иногда противоположных суждений и споров среди Ваших читателей:
это лучшее свидетельство ее внутренней силы. Всякая могучая идея является как бы
откровением для общества и потому, входя в его сознание, рассекает общество на
части, как обоюдоострый меч. Не то ли сказал Христос о судьбе его собственного
слова...»
Подытоживающей работой берлинского периода стала и брошюра Ильина «Основы
борьбы за национальную Россию». Небольшая по объему, но очень насыщенная, она
состояла из 29 главок и заключения.
Первая главка на вопрос «На кого нам надеяться?» сразу отвечает: «Мы должны
надеяться на Бога, на духовные силы национальной России и на самих себя, верных
Богу и родине. И только; этого довольно, и больше надеяться нам не на кого».
В главке «Внешние причины русской революции» говорится: «русская революция
есть последствие и проявление глубокого мирового процесса», сущность которого
заключается в утрате духовной власти западноевропейского человека над своей
душой и над миром материи, т.е. – «в засилии материи и в бессилии духа».
В этой же главке Ильин отмечает, что русская революция есть проявление не
только духовного, но и религиозного кризиса. Она явилась попыткой «осуществить антихристианский
и общественный и государственный строй, задуманный в нравственном отношении
Фридрихом Ницше, а хозяйственно и политически Карлом Марксом. Эта зараза
антихристианства была принесена в Россию с Запада».
Таким образом, пишет автор в заключении к этой главке, «русская
коммунистическая революция была гибельным даром Запада – Востоку, а затем и
всему миру. Она есть плод европейского духовного разложения; продукт европейского
хозяйственно-социального кризиса; результат европейского политического
просвещения; последствие европейской войны за рынки и за мировую гегемонию. Она
есть детище европейского безбожия, европейского распада и европейского империализма».
В главке «Внутренние причины русской революции» Ильин пишет, что «русский духовный
характер оказался не на высоте тех национальных задач, которые ему надо было
разрешать. В нем не оказалось надлежащей религиозной укорененности, неколеблющегося
чувства собственного духовного достоинства, волевой самодисциплины,
отчетливого и властного национального самосознания. Все это имелось налицо; но
не в достаточной силе и распространенности. Почему? Вследствие ряда исторических
причин: вследствие недостаточной просвещенности простонародной души светом
Евангелия и светом исторически-национального видения; вследствие зараженности
русской интеллигенции безбожием и революционностью; вследствие сравнительной
молодости и отсталости русского образования; вследствие двух-с-половиною векового
татарского ига; вследствие непрестанных и трудных войн за последние 400 лет;
вследствие всяких бунтов – Смуты, Разинщины и Пугачевщины; вследствие
непреодоленности сословных обид эпохи крепостного права; вследствие
многонационального состава русского народа; вследствие всех трудностей
смешанной азиатской крови, равнины и климата... Русскому народу пришлось
принять на свои плечи бремя великодержавия до того, как созрел окончательно
его характер, до того, как окрепло его государственное и национальное
самосознание».
К числу внутренних причин русской революции Ильин относит и следующую: «За
последние два века православная церковь утратила свою независимость от
государства и от его великодержавного аппарата. Это отразилось и на ее
самосознании (она привыкла служить правительству и не дерзать самостоятельно
вести народ к Богу), и на ее строении (назначение, отрыв от верующих, ослабление
приходской жизни), и на ее воспитывающей силе, и на свободе и авторитетности ее
суждений».
Русской интеллигенции Ильин посвятил также отдельную – главку «Ожившие
предрассудки русской интеллигенции». Он выделил 11 предрассудков, указывая
одновременно и на пути их преодоления. Приведем, на наш взгляд, главные из них:
«3. Истинная наука не исключает веру и не разрушает ее. Безбожие есть не
высшее проявление культуры, как думала русская интеллигенция, а проявление
духовной слепоты, духовной нечуткости и ограниченности. Христианское откровение
отнюдь не осуждает науку и не стремится заменить ее. Русской интеллигенции
предстоит великая творческая задача – внести дары христианства в научное исследование
и утвердить христианство светом истинного научного знания.
4. Христианство отнюдь не отрицает ни прав, ни государственной культуры;
оно совсем не проповедует сентиментального непротивленчества. Об этом
свидетельствует вся великая традиция христианской церкви и русского
православия. Русская интеллигенция должна раз навсегда отвергнуть соблазны
непротивления...
6. Русская интеллигенция воображала, будто в жизни есть только
отвратительная действительность и святой идеал. Она не видела Божьего
присутствия в ходе истории и не понимала, что идеал потребует от человека
прежде всего строгости к самому себе, скромности и долгой борьбы со своими
страстями; что Бог близок, а идеал далек. Поэтому она страдала маниловской
мечтательностью, доктринерством, политическим максимализмом и социальным
утопизмом. Надо уметь трезво беречь унаследованное национальное достояние и с
молитвою в сердце впрягаться волею и делами в несовершенное (творческий
реализм)».
В десятой главке перечислены 14 отрицательных уроков русской революции, в
том числе:
«1. Безбожие разлагает в человеческой душе все священные основы жизни:
веру, совесть, честь, верность, любовь к отечеству, православие, чувство
ответственности, чувство ранга, справедливость и дисциплину. Начинается
разнузданно человеческого инстинкта; бессознательная духовность человека
перестает определять его образ жизни. Всюду торжествуют злые страсти.
Правопорядок гибнет. Государство переживает крушение. Народ обрекается на
унижение, муку и вымирание...
4. Завистью и ненавистью нельзя ничего построить: ни государства, ни
культуры, ни хозяйства. Созидает только любовь: любовь к Богу, любовь к
отечеству, доверие к правителю, взаимное доверие, уважение и братство граждан,
сострадание к слабым, всеобщая сверхклассовая солидарность».
Одиннадцатая главка посвящена выяснению религиозного смысла революции. То,
что случилось с Россией, пишет Ильин, «равновелико по своей глубине и по своим
последствиям разве только татарскому погрому, хотя развертывается в совершенно
иных формах. Как тогда, так и теперь дело идет о самом бытии России, об ее
исторической судьбе, о субстанции ее духа... Как тогда, так и теперь русский
народ чувствует себя стоящим перед лицом Божиим и отвечает на ниспосланное ему
бедствие молитвенным сосредоточением души и воли. И он прав в этом. Путь к
возрождению России ведет через одухотворение и благодатное оживление русского
национального инстинкта. Именно последняя глубина души может и должна
возродить Россию: искренняя и цельная жажда Бога и божественного в жизни.
Испытания и лишения, унижения и муки должны поднять со дна наш затонувший Град
Китеж, должны возродить Святую Русь в душе русского народа. В этом религиозный
смысл революции».
В этот же период И.А. Ильин проявил себя и как блестящий редактор журнала.
Летом 1927 года ему удалось найти средства для издания собственного журнала «Русский
Колокол». В передовой статье первого номера редактор выступил с программной
статьей: «...Первое, в чем нуждается Россия, есть решающая и патриотическая,
национальная и государственная идея».
И далее: «Россия должна обрести глубокие и животрепещущие, но развеянные и
утраченные основы своей веры и осветить ими свое земное бытие. Она должна
раскрыть мироприемлющие силы православного христианства, освещающие и природу,
и труд, и искусство, и науку, и государственность, и осветить ими себя. Это
есть идея великодержавной России, воздвигнутой на основах подлинно
христианской, волевой и благородной государственности. Это есть идея Богу
служащей и потому священной родины».
В первом номере «Русского Колокола» Ильин четко выразил свое отношение и к
белому движению в «Девизах белого движения».
«Русское белое движение, – писал Ильин в виде вступительной статьи к этим
девизам, – имеет свой глубокий непреходящий смысл – религиозный, патриотический
и государственный. Гражданская война против интернационалистов и коммунистов
была лишь первым проявлением его, его героическим, военным началом; и впереди
его ждет трудное, но славное будущее... Его цель – религиозное,
государственное и культурное величие России. Среди девизов были многие,
отразившие религиозную основу движения: «Господь зовет! Сатаны убоюсь ли?»; «Моя
молитва, как меч. Мой меч, как молитва»; «Служу России. Отвечаю Богу».
Летом 1938 г. И.А. Ильину удалось вырваться в Швейцарию и там, при
поддержке друзей и знакомых, в частности С.В. Рахманинова, остановиться. Он
поселился в пригороде Цюриха Цалликоне, где и прожил последние 16 лет жизни.
Умер И.А. Ильин 21 декабря 1954 года. Его вдова, Наталия Николаевна
(урожд. Вокач), пережила его на восемь лет (умерла 30 марта 1963 г.); она
сделала все возможное, чтобы с помощью друзей опубликовать все его труды,
подготовленные им самим к печати.
Владимир ЛЕВЧЕНКО
Послесловие книги «Что сулит миру расчленение России». Иван Ильин.
Составитель Владимир Дробышев. – М.: 1992. Издательство «Пересвет».