БАЙРОН
БАЙРОН (Byron), Джордж Ноэл Гордон (22.01.1788, Лондон, — 19.04.1824, Миссолунги,
Греция) — английский поэт, выдающийся представитель революционного романтизма.
Происходил из знатного, но обедневшего рода. Детские годы его прошли в
Шотландии, в г. Абердине. В 1798 г. Байрон унаследовал от своего двоюродного
деда титул лорда и поместье Ньюстед в графстве Ноттингемшир. В 1801 г. Байрон
поступил в закрытую аристократическую школу в Харроу, близ Лондона. Здесь он
начал писать стихи. В 1805 г. поступил в Кембриджский университет. В 1807 г. вышел
поэтический сборник Байрона «Часы досуга» («Hours of idleness»). В лучших стихах этого сборника
(«Надпись на могиле Ньюфаундлендской собаки», «Кубок», «Послание Бичеру»,
«Стансы при оставлении Англии») вырисовываются оригинальные черты романтического
мироощущения и творческой манеры Байрона. В нач. 1808 г. в журн. «Эдинбургское
обозрение» появился отрицательный отклик на «Часы досуга». В том же году Байрон
пишет сатирическую поэму «Английские барды и шотландские обозреватели» («English bards and Scotch reviewers», изд. 1809 г.), направленную против
реакционных тенденций в лагере романтиков и в буржуазной критике. В июле 1808 г.
Байрон окончил университет. В марте 1809 г. он стал членом палаты лордов. В
июне 1809 г. Байрон отправился в путешествие по странам Ближнего Востока и южной
Европы с намерением «по личному опыту, а не по книгам создать свое мнение о
человечестве». В июле 1811 г. Байрон вернулся в Англию.
В начале 1812 г. вышли две первые песни, написанной на Востоке поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» («Childe Harold’s pilgrimage»; 3-я песнь опубликована в 1817 г., 4-я — 1818 г., в рус. пер. отрывки с 1828 г., полн. рус. пер. 1864 г.), последовательно воссоздающей этапы путешествия поэта. Не ограничивая себя никакими лит. нормами, Байрон использует введенную в английскую поэзию еще Спенсером девятистрочную строфу, выражая с ее помощью новое и значительно более сложное содержание. Перед взором Байрона и его героя (мысли и чувства их часто сливаются) раскрывается бесконечно разнообразная жизненная панорама. Чайльд Гарольд проезжает по разоренной войной с Наполеоном Испании, видит героизм и патриотизм ее народа. Он восхищается свободолюбием сынов суровой Албании. С благоговением вступает он на землю Греции. Величественное прошлое страны, о котором напоминают исторические памятники классической эпохи, особенно оттеняет тяжелое положение современной Греции, униженной турецким господством, нищей, разграбленной. Герой поэмы ставит перед собой вопрос о причинах социальных бедствий и национального упадка, задумывается над противоречивостью исторического развития. Находясь под сильным влиянием просветителей XVIII в., Байрон порой видел причину всех социальных пороков в невежестве и нравственной испорченности людей. Но исходя из опыта французской революции, Байрон приходит к выводу, что судьбы народов зависят от более глубоких, хотя и неведомых еще людям исторических сил. В отличие от тех романтиков, которые приходили к реакционному выводу о неизбежности подчинения человека «мировому целому», Байрон выступает с идеей непримиримой, хотя и трагическая борьбы против враждебной действительности. Эта революционная черта романтизма Байрона определила художественное новаторство его поэмы — и в тематике, и в композиции, и в жанровой форме, и прежде всего в образе самого Чайльд Гарольда, в котором воплощены типичные черты нового героя послереволюционной эпохи: Чайльд Гарольд находится в непримиримом конфликте с буржуазным обществом и его моралью. Актуальность этого образа определила успех поэмы Байрона, переведенной на все языки мира. Имя Чайльд Гарольда вскоре стало нарицательным для обозначения человека, во всем разочарованного и несущего в себе протест против враждебной ему действительности. Выход двух первых песен поэмы почти совпал по времени с первым выступлением Байрона в палате лордов — 27 февр. 1812 г. Речь поэта была посвящена рабочим-луддитам и прозвучала как грозное обвинение господствующим классам Англии. Байрон двойственно относился к луддитам: он видел в них то романтических мстителей, то покорных рабов, заслуживающих жалости. Это восприятие луддитского движения сказалось и в «Оде авторам билля» («Ап ode to the framers of the frame Bill», 1812), направленной против закона о казни за разрушение машин. Вторично выступив в палате лордов (21 апр. 1812 г.), Байрон говорил о положении Ирландии. 1 апр. 1813 г. состоялось его последнее выступление, посвященное вопросу о неприкосновенности личности парламентского депутата.
После опубликованного «Чайльд Гарольда» общество вынуждено было
признать Байрона. Но светская жизнь тяготила поэта. Свое презрение к светской черни и
правящей верхушке он выразил в лирических стихах и сатирах 1812—14 («Плачущей
девушке», «Стихи, написанные на случай, когда автор видел его королевское
высочество принца-регента, стоящим между гробницами Генриха VIII и Карла I, в
королевском склепе в Виндзоре», «Сочувствеппое послание Сарре, графине Джерсей»
«Балье — хвалебный гимн, сочинённый эсквайром Горасом Горнэм», «Поездка
дьявола» и др.). В стихах т. и. наполеоновского цикла 1814—15 («000 к Наполеону
Бонапарту», «Ода с французского», «На звезду Почетного легиона», «Прощание
Наполеона», «С французского») Байрон порицает Наполеона за то, что, достигнув
небывалого могущества, он встал на путь самовластья и отрекся от великих идей
свободы. В обстановке политической реакции 1813—16 гг. трагическое
мироощущение Байрона углубляется, что проявилось в его лирике 1813—15 гг. и в
поэмах т. н. восточного цикла: «Гяур» («The Giaour», 1813, рус. пер. 1821), «Абидосская
невеста» («The bride of Abydos», 1813, рус. пер. 1821), «Корсар» («The corsair», 1814, рус. пер. 1825—26), «Лара»
(«Бага», 1814, рус. пер. 1826), «Осада Коринфа» («The siege of Corinth», 1816, рус. пер. 1820), «Паризина»
(«Parisina», 1816,
рус. пер. 1822). Поэмы преисполнены драматизма, в них изображаются сильные,
«роковые» страсти, их развязки катастрофичны. Восточный колорит им придают
красочные картины природы и воспоминания о личных впечатлениях от путешествий
по Востоку. Однако Восток в поэмах Байрона это не только мир необычайной экзотич.
красоты, но и царство произвола, рабства. Герои Байрона — люди, порвавшие со
своей средой, вставшие на путь непримиримой борьбы, мести, преступлений. Их
титанический бунт показан в поэмах как деяние общего значения; их цели и
замыслы выше тех средств, которыми они располагают, и тех форм, в которых
происходит их единоборство с миром; их стремление завоевать независимость по
отношению к окружающему миру по душе поэту. Однако мировоззрение Байрона
сложнее мировоззрения его героев, которые не видят и не ищут единомышленников,
и остаются в гордом одиночестве со своими страданиями и борьбой, обреченной на
поражение. Неудовлетворенность Байрона своими героями, их противоречивость
особенно заметны в «Ларе» и «Осаде Коринфа». В восточных поэмах Байрон уделяет
все больше места безымянным собирательным образам — пираты в «Корсаре»,
крестьяне в «Ларе» и др., которые лишь поддерживают борьбу героев, но в своем
протесте часто оказываются последовательнее их самих. Отвлеченность
конфликтов, изображенных в восточных поэмах, не означала желания уйти от современности,
но Байрон в силу особенностей самой эпохи не мог отразить ее основные конфликты
и характеры реалистически, не выходя за рамки изображения конкретной исторической
действительности.
В конце 1814 — нач. 1815 гг. Байрон совместно с композитором
И. Натаном создал цикл стихов, написанных по мотивам Библии: «Еврейские
мелодии» («Hebrew melodies»). Глубокая скорбь сочетается в этих стихах с пафосом веры в
величие и мощь человеческого духа, с любовью к жизни и ее красоте, с
прославлением борьбы, подвига («Дочь Иевфая», «Ты кончил жизни путь», «Она идет
в красе своей...», «У вод вавилонских...»; лучшее из этих стихотворений — «Душа
моя мрачна...» переведено на рус. яз. М.Ю. Лермонтовым).
В 1815—16 гг. Байрон пережил личную драму в связи с неудачным
браком. Реакционно-политические круги и весь «высший свет» использовали этот семейный
конфликт как повод для расправы с поэтом, мятежником и вольнодумцем. Байрон
покинул Англию (25 апр. 1816) и поселился в Швейцарии, на берегу Женевского
озера. Здесь он встретился с П.Б. Шелли и, несмотря на многие разделяющие их
разногласия, стал его другом. Настроение, владеющее Байрон после отъезда из
Англии, нашло выражение в стихах и поэмах: «Стансы к Августе», «Послание к
Августе», «Сон» («The dream»), «Тьма» («Darkness»), «Шильонскпй узник» («The prisoner of Chilion», 1816, рус. пер. 1822). Однако
мотивы скорби не были свойственны всему творчеству Байрона этих лет. В стих.
«Сонет к Шпльону» Байрон выражает уверенность, что тирания бессильна уничтожить
вечно живущее в людях стремление к свободе. Олицетворением бесстрашия и
свободолюбия является образ Прометея (в стих. «Прометей»). В 1816 г. Байрон
начал писать философско-символическую поэму «Манфред» («Manfred», окончил в Венеции в 1817 г., рус.
пер. 1828 г.). В образе Манфреда он воплотил свою веру в силу человеческой
мысли, но вместе с тем романтически показал бесплодность чисто теоретических
знаний. Манфред проникает в тайны мира, при помощи магии, подчиняет себе духов
природы и вершителей судеб человеческих, но он не может заставить их служить
чуждым для них целям добра. Манфред с его настроением отчаяния глубоко
противоречив. Он презирает власть, успех, порывает с религией; углубляется
разрыв героя с обществом. Вместе с тем индивидуализм сказывается в его
характере еще сильнее, чем у героев восточных поэм.
В окт. 1817 г. Байрон уехал в Милан, затем в Венецию, в которой
прожил до 1820 г. С глубоким сочувствием отнесся он к судьбе итальянского народа,
страдавшего от ига Австрии. В эти годы Байрон написал поэмы «Жалоба Тассо» («The lament of Tasso», 1817, рус. пер. 1825 г.), «Мазепа»
(1818 г.), 3-ю и 4-ю песни «Чайльд Гарольда» (1816—17 гг.) и много мелких лирических
стихотворений, из которых самое значительное — «Песня для луддитов» («Song for the luddites»; она была приложена к письму Т. Муру
от 24 дек. 1816 г.; опубл. в 1830 г.), отклик на новую волну демократии,
рабочего движения. В этой песне нет оттенка жалости — луддиты предстают в ней
как грозная сила, хотя образ их лишен исторической конкретности. Укрепление
веры Байрона в возможности народа как борца против тирании, в грядущее торжество
лучших идеалов человечества сказалось и в последних песнях «Чайльд Гарольда».
Основное место в поэме занимает обществ, проблематика. Байрон стремится осмыслить
опыт французской революции, понять причины ее поражения. В самой объективной
действительности, еще недавно представлявшейся Байрону только враждебной
человеку, он видит теперь какие-то совпадающие с надеждами и стремлениями людей
тенденции (см., напр., строфы 4-й песни, посвященные описанию водопада, а
также размышления о Времени). В 1818 г. Байрон написал поэму «Беппо» («Верро»,
рус. пер. 1863 г.), которая знаменует возникновение нового в его творчестве
вида сатиры, вскрывающей отрицательные стороны действительности не путем
прямого обличения, а посредством иронии, сарказма. Повествуя о героях «Беппо»
тоном как будто бы объективного и даже сочувствующего наблюдателя, Байрон
бичует мир лживых, мелких людей, неспособных на благородные и смелые поступки.
В стихотворения «Ода к Венеции» (1818) и политической поэме «Пророчество
Данте» («The prophecy of Dante», 1819) Байрон призывает итальянский
народ вспомнить свое славное прошлое и бороться за объединение Италии, за ее
национальную независимость и свободу.
В 1820—21 гг. Байрон жил в Равенне. С нач. 1820 г. он стал деятельным
членом организации карбонариев. Основную причину неудач этой организации Байрон
видел в ее оторванности от народа: «Дело в том, что народ в этом не
заинтересован, — заинтересованы только высшие и средние слои» (Избр. произв.,
М., 1953, с. 452). Первыми произведениями, в которых Байрон обобщал
политический опыт 1820—21, были трагедии «Марино Фальеро, дож Венеции» («Marino Faliero, Doge of Venice», изд. 1821), «Сарданапал» («Sardanapalus», 1821), «Двое Фоскари» («The two Foscari», 1821), написанные в Равенне после
разгрома карбонарского движения. В трагедиях Байрона сложно сочетались
революционно-романтические принципы с традициями классицизма и с тенденциями историзма.
Особенно это характерно для трагедии «Марино Фальеро», посвященной судьбе
Фальеро, казненного за участие в заговоре против существующего в Венеции политического
режима. Романтический образ Фальеро осложнен не только абстрактной коллизией
долга и чувства, но и социально-историческим конфликтом, действительно
существенным для изображаемой эпохи. Вместе с тем для всех трагедий Байрона
характерно переосмысление исторического конфликта соответственно задачам и
опыту политической и национально-освободительной борьбы нач. 1820-х гг. Одним
из источников трагедии, переживаемой его героями, является их оторванность от
народа. В 1821 г. Байрон пишет философско-символическую поэму в драматической
форме «Каин» («Cain»), сюжет которой взят из библейской легенды о братоубийце. У
Байрона Каин — бунтарь, усомнившийся во все благости Бога, возмущенный
униженностью и страданиями человека. Однако содержание поэмы не исчерпывается
идеей богоборчества. Каин обрел неведомую ему ранее любовь к людям, он видит в
отрицании и борьбе путь
к счастью; именно в этом пафос поэмы. Смело переосмыслен в ней библейский
сюжет; ниспровержение всех авторитетов имеет революционный смысл. Вместе с тем
гордый бунт байроновского Каина носит трагический характер — герой одинок в
своих исканиях, в своей любви к человечеству.
В окт. 1821 г. Байрон переехал в Пизу. Австрийская полиция
тщательно следила за ним. Здесь вместе с Шелли и Ли Хантом он предпринимает
издание лит. журн. «The Liberal» («Либерал», № 1—4, 1822—23), работает над драматической
трилогией на библейский сюжет «Небо и земля» («Heaven and Earth», закончена 1-я часть), драмой
«Преображенный урод» («The deformed transformed»), от которой сохранились фрагменты,
над семейно-психологической драмой «Вернер» (1822 г.) и поэмой «Остров» («The island», 1823). Самые значит, произв. Байрона
этих лет — сатиры. Выступая против реакционного романтизма, Байрон написал
поэму «Видение суда» («The vision of judgement», 1822), которая является пародией
на одноименную поэму Р. Саути, посвященную прославлению умершего короля Георга
III. «Божественный» сюжет поэмы Саути и ее основные эпизоды послужили Байрону
материалом для комических сцен и положений. Изображая судилище над умершим
королем, старающимся проникнуть в рай, Байрон отмечает бедствия и несчастия,
связанные с его царствованием. Наиболее комической фигурой является у Байрона
сам Саути, стихи которого выводят из терпения даже апостола Петра. Но сквозь
задорные и злые шутки в произведениях Байрона, написанном после подавления
освободительного и национального движения, порой прорывается почти трагический
сарказм. Этот сарказм еще сильнее звучит в сатире «Ирландская аватара» («The Irish avatar», 1821, поли. изд. 1831 г.), в которой
Байрон, описывая торжеств, встречу, устроенную Георгу IV в Дублине, клеймит
ирландцев за раболепие и забвение цац. чести. Непосредственным поводом для
написания политической сатиры «Бронзовый век» («The age of bronze», 1823) послужил конгресс Священного
союза в Вероне (1822), принявший решения, направленные на подавление революционных
движений во всей Европе. В первых строфах сатиры Байрон напоминает об эпохе
Наполеона, чтобы рельефнее оттенить ничтожество пришедшего ей на смену
«бронзового века». Углубляющейся европейской реакции Байрон противопоставляет
борьбу народных масс, к которым он обращается с прямым революционным призывом.
В Пизе и Генуе Байрон продолжал работать над стихотворным
романом, начатым в 1818 г., — «Дон Жуан» («Don Juan», написано 16 глав или песен; 17-я
осталась незаконченной из-за смерти поэта; рус. пер., т. 1—2, 1847). Определяя
его особенности, Байрон говорил, что это эпопея, воспроизводящая «новые типы» и
созданная на материале современной действительности. Отнесение событий к концу XVIII в. имеет условное значение; эти
хронологии, рамки явно нарушаются самим Байроном. Избрав имя Дон Жуана, он
давал понять, что роман направлен против ханжеской морали, хотя герой его
ничего общего не имеет с романтическим бунтарем. Нравы испанской знати и экзотическая
картины жизни на острове пирата, великосветские салоны Лондона и поле битвы,
невольничий рынок, гарем турецкого султана, дворец Екатерины II — таков диапазон
романа. Если в байроновских поэмах и драмах А.С. Пушкин отмечал отсутствие
богатства и многообразия характеров, то относительно «Дон Жуана» Пушкин
говорил об «удивительном шекспировском разнообразии» (Полн. собр. соч., т. 11,
1949, с. 64). Байрон мастерски использовал строфическую форму октавы для воплощения
сложного содержания, открыл неведомые до тех пор англ. поэзии возможности
живого разговорного языка. Роман Байрона отличается контрастностью, резкостью
переходов в тематике, композиции, стихе, языке. Поэт выступает суровым
обличителем современного общества (строки о войнах, которые ведутся в ущерб интересам
народа, обращение к Англии — поработительнице малых народов, выпады против
поэтов «озерной гиколы»). В последних песнях Байрон переходит к разоблачению
Англии как страны мнимой «свободы и добродетели». Сатира его становится еще
более желчной и злой. Байрон говорит о невидимом, но имеющим неограниченную
власть «духе» золота, который царит над блестящим, но ничтожным миром англ.
политиков, дипломатов, дэнди. В отличие от первых песен, в которых мелькало
множество лиц и стран, действие последних глав романа сосредоточено в одном
месте (замке лорда Генри). Байрон создает целостную картину уклада жизни в
поместье крупного вельможи и, не выходя за рамки будничных отношений, рисует
типичные стороны английского общественного уклада. Вместо характерной для
предшествующих произведений Байрона проблемы «человек и мир», в «Дон Жуане»
возникает проблема «человек и среда», приближающая Байрона к реализму.
Зависимость человека от среды раскрыта Байроном на примере обыкновенного человека,
не возвышающегося над окружающей действительностью. Вместе с тем Байрон
показывает, что необходимость подчинения обстоятельствам не исключает того,
что Дон Жуану, как и всякому человеку, присущи воля к сопротивлению злу,
чувство справедливости. В письме своему издателю Байрон писал, что его герой
окончит жизнь в революционном Париже. Самые скептические высказывания
соседствуют в поэме Байрона с выражением горячей веры в будущее человека, с
прямыми обращениями к народу. Опровергая свой собственный скептицизм, Байрон и
образом своего героя, и в лирических отступлениях доказывает возможность
активной, творческой роли человека по отношению к окружающему его миру. Именно
в этом утверждающая идея романа.
В сер. июля 1823 г. Байрон покинул Италию и направился в
Грецию, чтобы принять участие в освободительной борьбе греческих патриотов
против турецкого ига. В декабре 1823 г. он достиг города Миссолунги. Байрону
было поручено командование одним из отрядов, и он проявил себя как энергичный
организатор. Героической борьбе греческого народа Байрон посвятил стихи «Песнь
к сулиотам», «Из дневника в Кефалонии», «Последние слова о Греции». В последнем
его стих. «В день моего тридцатишестилетия» грустные размышления поэта об
ушедших годах сменяются пламенными строками, в которых прославляется герой, отдавший жизнь за всенародное дело:
Достойней нет солдатской доли;
Могила — здесь перед тобой.
На вольной воле, в чистом поле
Найдешь покой
На этот раз призыв Байрона был подтвержден судьбой уже не литературного
героя, а самого поэта. Тяжело заболевший лихорадкой, он не согласился покинуть
лагерь. Байрон пал на боевом посту. Память его была почтена в Греции национальным
трауром. По просьбе греческих патриотов легкие Байрона похоронены в Греции,
тело было отправлено в Англию и погребено в местечке Хакиалл, близ Ньюстеда. В
том, что прах Байрона не был принят в «Уголок поэтов» Вестминстерского
аббатства, наглядно проявилось, отношение к нему правящих кругов Англии.
Творчество Байрона раскрыло новые стороны и возможности
романтизма как художественного метода. Байрон ввел в литературу нового героя,
обогатил жанровые и поэтические формы, язык лирической поэзии, создал новый вид
политической сатиры. Вокруг наследия Байрона до сих пор продолжается напряженная
борьба. Среди критических работ, посвященных Байрону, немало псевдонаучных.
Вместе с тем на протяжении XIX—XX вв. в Англии и за ее пределами созданы ценные исследования,
однако даже в них обычно игнорируется воздействие на поэта общественно-политических
событий его времени; участие Байрона в освободительной борьбе часто рассматривается
как проявление личного беспокойного темперамента, жажды «сильных ощущений»,
«космич. отчаяния» и т.п. Буржуазные критики недооценивают также художественное
мастерство Байрона.
Истинным ценителем поэзии Байрона, как проницательно отметил еще в 1840-х гг. Ф. Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии», стал народный читатель (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, 462—63). В период наибольших гонений на Байрона (1816—24 гг.) его произведения пропагандировались деятелями демократии, революционной прессы. Высокую оценку поэзия Б. получала в печатных органах чартистов. Глубокое сочувствие вызвало творчество Байрона у великих его современников, у русских писателей и критиков-декабристов, в революц.-демократии, критике 1840—60-х гг. Сов. литературоведы кладут в основу своих исследований прежде всего общественно-политические факторы, определившие противоречивость мировоззрения Байрона, его творческого метода и стиля. Огромное влияние, оказанное Байроном на всю мировую литературу в XIX в., породило целое движение в разных национальных литературах, известное под названием байронизм. Сочинения Байрона неоднократно переводились на русский язык
Источник:
Краткая литературная энциклопедия в 9 томах.
М.: 1962. Советская энциклопедия. Том I. С. 402 — 409.