ГЕНЕРАЛ. Из книги Н.П. Кокухина "Живая вода. Рассказы и повести"


Генерал армии В.И. Варенников

Одной из самых заметных фигур среди паломников был генерал Валентин Иванович Варенников. Сирия для него – знакомая страна. Он приезжает сюда не первый раз. Я попросил его рассказать о своих прошлых визитах в эту страну (мы беседовали в холле гостиницы «Шератон»). – У России с Сирией всегда были хорошие, дружественные отношения, – начал он. – И вот когда Израиль проявил себя как агрессор и захватил территории, принадлежавшие Сирии, угрожал Дамаску и вообще независимости республики, то мы должны были помочь нашим друзьям. Генеральный штаб направил меня в Сирию, чтобы я оценил ситуацию на месте. Я прибыл в район Голанских высот и обнаружил, что здесь располагаются все основные радары, то есть управленческие пункты, которые руководят действиями авиации во время налетов на Сирию. С этих высот просматривалась на десятки километров территория Сирии, а Дамаск был виден как на ладони. Значит, решил я, эти радары надо уничтожить в тот момент, когда израильские самолеты поднимутся в воздух; авиация без радаров становится слепой. Я предложил установить минометные и артиллерийские расчеты, а также поставить в окопах танки напротив Голанских высот. Они были в двухминутной готовности к бою. План был утвержден начальником Генерального штаба сирийских вооруженных сил.

Я позвонил в Москву и доложил об этом плане. Мне ответили, что надо действовать так, чтобы израильтяне об этих шагах ничего не знали. Я ответил: надо делать вид, что мы все делаем секретно, но чтобы они, израильтяне, знали – вот какая участь ждет вас, если вы нарушите границу. В Москве согласились с моими доводами. В Генеральном штабе сирийской армии были израильские шпионы, и они, конечно, доложили своим хозяевам о наших действиях. И ни один израильский самолет не поднялся в воздух! До сих пор эта противорадарная система существует: я разговаривал недавно с начальником Генерального штаба, и он говорит, что израильтяне и носа не показывают, зная о наших танках и артиллерии. Я встречался также с президентом Сирии и рассказал ему, как виделся с его отцом, бывшим президентом, и докладывал ему о том, как идет подготовка к обороне сирийских границ. Он поблагодарил наших офицеров за самоотверженный труд.

В свою первую командировку в Сирию (это было в 1973 году) я ездил в Ливан, – продолжал генерал. – Ознакомившись с обстановкой, я предложил ввести в Ливан армейский корпус, чтобы обеспечить безопасность Сирии. Он находился там до недавнего времени и лишь под давлением американцев был выведен оттуда.

Я был в Сирии трижды – по несколько месяцев каждый раз. Удалось многое сделать. Мы послали в Сирию два русских полка с комплексом ПВО С-200. Для них были построены бетонные позиции, а также командные пункты. Был также построен подземный командный пункт для Генерального штаба. Создали надежную систему управления вооруженными силами на государственном уровне.

Как-то я был на одном из командных полковых пунктов и на радаре смотрел, как летает над Средиземным морем какой-то самолет. Он, конечно, вел разведку. Я спросил офицера-оператора: «Это что за самолет тут барражирует?» Он ответил: «Это американский «Авакс». «Сколько километров до него?» «Двести». А наши ракеты могли сбить цель на расстоянии двести сорок километров. После некоторого молчания офицер спросил: «Разрешите сбить?» Я говорю: «Пока не надо».

Однажды произошел курьезный случай. Наши ракетные позиции охраняли комплексы-дивизионы ПВО «Оса». Они очень чувствительны и стреляют по низколетящим самолетам. Вдруг мне докладывают, что дивизион выпустил ракету по какой-то цели. Я вышел на улицу и увидел взрыв в небе. Вернулся обратно и стал разбираться, что же произошло. Кто-то высказал предположение, что это была неуправляемая американская ракета. Я подумал: вряд ли, потому что такие ракеты запускают при массированном налете. Потом выяснилось следующее: летела большая стая гусей на высоте сто метров, а комплекс среагировал и выпустил ракету, чтобы уничтожить «цель».

Генерал посмотрел в широкое, во всю стену, окно, пригладил волосы. Официант поставил на столик два фужера с апельсиновым соком.

– Сирия для американцев как бельмо в глазу, – сказал я. – Не секрет, что они могут начать бомбить ее в любой момент. Как, например, бомбили Ирак. Как Вы считаете, такая возможность существует?

– После того, как распался Советский Союз, для американцев существует любая возможность, – ответил генерал. – Они что хотят, то и творят. Они могут напасть и на Сирию, и на Иран, и на Северную Корею, и на Кубу. Для них глубоко безразлично, что скажет о них, например, Организация Объединенных Наций. А что касается нас, то мы должны помогать Сирии, как помогали и раньше.

У американцев один метод войны – ковровая бомбежка. С большой высоты сыпят сотни, тысячи бомб и уничтожают все подряд. Говорят, у них «точечная бомбежка». Ерунда! События в Ираке и Югославии опровергли это. Во Вьетнаме они проводили тактику «выжженной земли». В Афганистане то же самое. Воевать они не умеют. Они умеют только сыпать бомбы. На словах «миротворцы», а на самом деле агрессоры.

 

Источник:

Кокухин Н.П. Живая вода. Рассказы и повести.

 М.: ОСЛН, 2025. С. 306–309.

ISBN 978-5-6049649-5-8


Живая вода. Рассказы и повести

Кокухин Н.П.

Кокухин Николай Петрович