Егоров Николай Дмитриевич

Родился 31 августа 1960 г. в Москве. Окончил Московский государственный историко-архивный институт (1983 г.) и аспирантуру при нем (1989 г.). Кандидат исторических наук. В 1977–2000 гг. работал в государственном архиве Советской Армии (ныне Российский государственный военный архив), в 2000–2012 гг. – в издательстве православного братства во имя Всемилостивого Спаса и в ПСТГУ, с 2012 г. и по настоящее время – старший научный сотрудник отдела военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени А. Солженицына.   Автор ряда научных работ по истории гражданской войны в России. 

В содружестве с издательством «ОСЛН» в качестве редактора-составителя Н.Д. Егоров проводил работу с текстами книг «Мозг армии», Б.М. Шапошников (2016 г.) ; «История Петра Великого», С.А. Чистякова (2020 г.); является автором ряда рецензий по темам издательских проектов издательства.

Признан лучшим писателем  2022 года журнала «Литературные знакомства» в номинации «Мир прозы»

https://litznak.org/


 



Егоров Николай Дмитриевич

кандидат исторических наук



ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ ПРОЗА НИКОЛАЯ ЕГОРОВА


Николай Дмитриевич Егоров родился в Москве 31 августа 1960 года, в один день с генералами Алексеем Алексеевичем Брусиловым и Лавром Георгиевичем Корниловым. Видимо, отсюда пошел интерес к военной истории, как красной, так и белой. Автор окончил, наверное, самый либеральный вуз своего времени – Московский государственный историко-архивный институт (1983), а позднее и аспирантуру при нем (1989). Кандидат исторических наук. 23 года проработал в Российском государственном военном архиве и в качестве специалиста по истории гражданской войны в России приобрел определенную известность не только на родине, но и за рубежом. Одновременно активно участвовал в возрождении церковной жизни, в частности, активно сотрудничал в журнале «Мир Божий», под духовным окормлением одного из известнейших московских священников протоиерея Александра Салтыкова. Видимо, сказывались семейные традиции – по бабушке автор принадлежал к старинному священническому роду. В творчестве Егорова смешались детские воспоминания, факты, почерпнутые из архивных документов, семейные хроники и реальности советского быта, увиденные в детстве и юности. Писал всю жизнь, но писал в стол. Представить свое творчество людям во многом заставила неожиданная смерть жены после 26 лет супружеской жизни, а потом, много лет спустя, обретение новой любви, женщины, ставшей его музой. Мне кажется, что эта пронзительная, чистая проза найдет своего читателя.

Виктор ЛЕОНИДОВ, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына

 

Молитва в прозе воцерковленного писателя

…Более редкий случай обращения к молитвенным текстам представлен в прозе московского писателя среднего поколения Николая Дмитриевича Егорова (1960 г.р.). В его новеллах возникает органичное пространство воцерковленного человека, живущего в соответствии с православным календарем, даже когда молитвы не упоминаются, как в рассказе «Календарь». Но важными вехами повествования становятся церковные праздники: двунадесятый праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря – и в канун его – память святых мучениц Феклы и Анны, память святого Спиридония Тримифунтского («Спиридоний солнцеворот») 25 декабря, праздники Тихвинской иконы Божьей Матери 7 июля и Преображения Господня 19 августа. Автор привязывает их к современному ритму жизни тем, что дает по новому стилю. Действие рассказа происходит в 1989 г.: еще существует ГДР, люди заслушиваются прениями на Съезде Советов, начинает выходить газета «Московский церковный вестник».

В рассказе Н.Д. Егорова «Читая Бунина...» мы видим противопоставление духовного и чувственного в душе героя-старшеклассника. С одной стороны – первая любовь, причем, сразу к двум девушкам, пристрастие к рассказам Бунина, с другой – герой «давно понял, что помимо повседневной действительности существует другой таинственный мир, и смысл человеческой жизни заключается в его познании». Основная линия сюжета строится на поиске юношей Евангелия как источника ответов на все вопросы жизни и его обретение в заброшенной церкви. После этого герой забывает обо всем на свете, пытаясь сходу вникнуть в тайны Откровения Иоанна Богослова. Бабушка героя повторяет вечерние молитвы и этим как бы вносит элемент преемственности в жизнь семьи.

Рассказ «Вешалка» посвящен вечной как мир теме конфликта тещи и зятя. Однако центральная часть рассказа изображает чин отпевания «последование мертвенное мирских тел». Герой, немного знающий богослужение, как бы фиксирует строй службы: «Непорочны кончились, священник провозгласил заупокойную ектению, затем седален, начал заупокойный канон, Снова ектения, снова седален, заупокойный кондак, икос… Под воздействием слов молитвы, злоба на тещу постепенно отошла, ее сменили мысли о том, что все имеет конец… Теперь ему хотелось, чтобы служба шла бесконечно долго, чтобы, слушая ее, можно было забыть обо всех домашних неурядицах». Священники в угоду предстоящим сокращают эту службу. Искренняя молитва молодого батюшки смягчает душу героя рассказа, ненавидящего тещу, но служба кончается, и злоба постепенно возвращается.

Смысл рассказа «Стога» – «поиск тайны», приобщения к Богу, которую пытается найти герой, но это ему не удается. Лейтмотивом проходит служба панихиды: ее герой слышит еще мальчиком, не понимая смысла, и снова вспоминает у исхода своих дней главную молитву этой службы "Со святыми упокой..." Герой рассказа так и не обрел ответа на вопрос, мучивший с детства, – на пути к познанию тайны оказалось множество искушений и препятствий – но одно воспоминание об этой молитве приносит облегчение.

Главный герой рассказа «Старец» – старец Гавриил. Знакомые с житиями подвижников благочестия нашего времени поймут, что его прообразом стал святой Гавриил Мелекесский. Но, скорее всего, это обобщающий образ, вобравший в себя черты нескольких человек. И главное в новелле – исповедь у старца, его духовное руководство. Упоминаются молитвы службы антипасхи, радоницы, пасхальное отпевание усопшей. Рассказ начинается и заканчивается в пасхальные дни. Звучит Иисусова молитва и молитва о самоубийцах из книги религиозного писателя С.И. Фуделя (19001977) «У стен Церкви»: «...Здесь же запишу и молитву о самоубийцах, которую давали Оптинские старцы: "Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя), и аще возможно, помилуй его. Не поставь мне во грех молитву сию, но да будет Святая Воля Твоя"». Эту молитву читает героиня рассказа.

Рассказ «Блудник» переносит нас в XVIII век, время Анны Иоанновны, начало царствия Елисаветы Петровны. Монастырь и семинария заставляют вспомнить Троице-Сергиеву Лавру, однако прямого соответствия здесь нет. Молитвы тогда составляли неотъемлемую часть повседневной жизни. Жизнь шла по церковному календарю: святые первоверховные апостолы Петр и Павел, Давид Земляничник и Тихвинская икона Божьей Матери, мученик Прокл, Покров Божьей Матери и память Романа Сладкопевца, Сретение, масленичная неделя и Великий Пост, семик (четверг) перед Троицей. Все хорошо знали чин отпевания. Читали грамотные люди «Лимонарь», «Древний Патерик», Славянскую Библию, пели псалмы и канты. Прообразом архиепископа Симона во многом стал владыка Симон (Тодорский), переводчик и издатель книги Иоанна Арндта «Об истинном Христианстве», которую так ценил святой Тихон Задонский.

Герои рассказа «День варенья» – люди нецерковные, пытающиеся разобраться в смысле жизни и медленно идущие к Богу. Церковная жизнь присутствует фрагментами: 18/31 августа – память святых Флора и Лавра – важная дата в жизни главного действующего лица, послепасхальные дни на кладбище, строки из Символа Веры. Герой стремится «к ожиданию новой жизни, счастливой и светлой». И в итоге «все сильнее становилось ощущение, что впереди нас ждет другой – светлый и радостный – мир, в котором несть болезни, печали ни воздыхания, но новая бесконечная жизнь и встреча с любимыми людьми».

В рассказе «Кризис среднего возраста» молитвы, на первый взгляд, не играют существенной роли. Это рассказ о том, как люди за повседневными заботами забывают о Боге и вспоминают о нем только тогда, когда в жизни происходит что-то страшное. В новелле упоминается популярное ныне житие святых Петра и Февронии. Священник говорит с героиней рассказа Светой словами Иоанна Златоуста из «Слова огласительного на Святую Пасху». Она, лежа в больнице, вспоминает слова святителя: «Слава Богу за всё». И Акафист Покрову Божией Матери, творение митрополита Иннокентия Херсонского. Узнав о несчастье со Светой, попавшей в автокатастрофу, Витя с Марфой читают молитвы о болящих и Канон о болящих. После исповеди и причащения героиня обретает душевный мир и спокойствие. Этот мотив распространен в современной прозе…

В рассказе «Портниха» речь идет о старце, однако героиня: «…не сколько каялась в грехах, сколько изливала душу, все свои беды и сомнения». Но продолжала жить «своей волей»: это вменял в вину Анне Карениной Л.Н. Толстой. И это привело к кризису. Формально Света была человеком церковным: крещеным в детстве, венчавшимся с мужем, крестившей детей. Ходила в храм по большим праздникам. Знала молитвы, хотя и немного. С интересом слушала речи духовных лиц. Отметим, что действие рассказа происходит в 90-е гг. ХХ века, когда стали популярными в церковной среде разговоры о грядущем конце света и Антихристе.

Рассказ «Липочка» близок по жанру микророману (термин введен Ю.И. Дружниковым). Он охватывает период с 1912 по 1990 г. На девятнадцати страницах – целая человеческая жизнь. И место Церкви в ней определялось историей страны. Героиня, с детства помнившая тропари и стихиры, родилась в семье священника, повзрослев, о церкви забыла. Муж оказался неверующим. Хранителем веры оставалась ее старая мама. После войны «огонек веры в душе у Липочки не угас, и ее снова потянуло в церковь». Теперь она переживала за некрещеного сына. И опять как во всех рассказах Н.Д. Егорова смерть является как неизменная часть жизни. Слова панихиды: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием своим...» звучат призывом и заветом для внимательного читателя…

Звонарева Л.У. Роль и место молитвенного обращения в прозе П. Кренёва, Д. Лиханова, Д. Новикова, Н. Егорова // ФИЛОЛОГИЯ И ТЕОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Материалы IV Зимней всероссийской научно-практической школы-конференции с международным участием «ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРАВОСЛАВИЕ» 14–16 декабря 2022 года. – М., 2023. С. 184–187

 

Прочитать повести и рассказы Н.Д. Егорова можно на сайте журнала «Литературные знакомства»:

Липочка. 2017. № 4(33). С. 136–158.

Портниха. 2019. № 2(41). С. 94–142.

День варенья. 2020. № 3(47). С. 177–185.

Блудник. 2020. № 5(49). С. 216–235.

Старец. 2021. № 4(55). С. 141–187.

Стога. 2021. № 6(57). С. 145–154.

Вешалка. 2022. № 5(68). С. 158–167.

Читая Бунина… 2022. № 6(69). С. 154–172.

Календарь. 2022. № 10(73). С. 198–205.

Кризис среднего возраста. 2022. № 12(75). С. 208–228.

Бесславный. Бессмертный. Бессмысленный. 2023. № 4(79). С. 99–134.

И на сайте журнала «Аргамак» (Набережные Челны):

Станция Белокаменная. 2021, сентябрь. № 2(34). С. 127–137

Облака. 2023, март. № 1(37). С. 225–230.