ОТЕЦ АНАТОЛИЙ (БЕРЕСТОВ) - КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРАМА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО


Игумен Анатолий (Берестов).

Доктор медицинских наук, профессор.

Руководитель Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРАМА

ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО при Институте трансплантологии и искусственных органов Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

Рассказывает настоятель храма — иеромонах Анатолий (Берестов), руководитель

Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, профессор, доктор медицинских наук

Храм св. прп. Серафима Саровского при Научно-ис­следовательском институте трансплантологии и искус­ственных органов был освящен, после чего в нем была совершена первая Божественная Литургия 15 января 1996 года, в день памяти обретения мощей прп. Серафима Саровского. Мысль об организации домового храма при Институте трансплантологии возникла весной 1995 года в связи с тем, что мы совместно с администрацией Инсти­тута планировали организовать факультет повышения квалификации врачей с преподаванием основ правосла­вия и медицинской этики на христианских началах. В результате храм был открыт, а факультет повышения квалификации, к сожалению, так и остался в задумке, потому что тяжелое экономическое положение, отсутствие нормального финансирования Института и здравоохра­нения вообще не позволили этого сделать. Для Инсти­тута открытие храма, освящение его было величайшим событием, и теперь этот день, 15 января, день памяти прп. Серафима Саровского – является общеинститутским престольным праздником и торжественно празднуется каждый год.

 

Иеромонах Анатолий (Берестов) у иконы прп. Серафима Саровского

Храм довольно быстро состоялся, хотя я, честно гово­ря, в первое время побаивался. В первые месяцполтора больных приходило очень мало, сотрудники Института почти не приходили. Но вот однажды администрация Института запланировала одиннадцать очень тяжелых операций на неделю. И к нам накануне операции при­шли на исповедь и причастие десять человек из тех зап­ланированных на операцию, и все они исповедовались, причастились, получили благословение священника на операцию. Все десять прекрасно перенесли операцию и хорошо прошел у них послеоперационный период. Но одиннадцатый, который не пришел – умер. Это потрясло всех больных, всех сотрудников. И с этого дня храм состоялся и практически все верующие, православные хри­стиане из числа больных считают своим долгом, своей обязанностью, необходимостью, потребностью перед опе­рацией обязательно пройти исповедь, причастие и полу­чить благословение на операцию.

Через год после того как был освящен храм, начались постоянные службы. Врачи, заведующие отделениями говорят, что за это время в Институте значительно улуч­шилась моральная обстановка, повысилось качество ле­чения больных и смертность послеоперационная умень­шилась. Это было очень отрадно слышать. Вот показа­тель того, что дает вера больным  всем, кто прибегает к помощи благодати Божией. Были немало чудесных яв­лений в храме прп. Серафима Саровского и самом Ин­ституте. Достаточно будет сказать, как мы были свидете­лями одного чудесного явления, когда один из больных, по вере иудей, принял святое крещение. Его состояние здоровья значительно улучшилось сразу же после кре­щения и, в конце концов, врачи сказали, что ему уже не нужна операция – а это должна была быть операция по пересадке сердца.

Мы были свидетелями того, как двое больных с пере­саженными почками в разное время, вопреки мнения сво­их лечащих врачей, по вере получили исцеление. Им должны были сделать вторую операцию по удалению почки. После того как после первой операции почка не прижилась, вернее не функционировала, врачи приняли решение – удалять. Однако больные по вере в Бога ска­зали  нет, операции делать не надо, ибо почка будет функционировать. Врачи спросили: почему вы так ду­маете? А они им ответили: а вот мы пойдем в храм, помо­лимся, причастимся и Господь пошлет нам исцеление. Врачи, конечно, улыбнулись этой наивности больных. Но к великому удивлению, действительно, после причастия почка заработала, и операции по удалению почки уже не потребовалось.

 

Институт трансплантологии и искусственных органов

Много таких интерес­ных явлений было, и мы были свидетелями этих явлений. Я был свиде­телем одного чудесного исцеления больной с рассеянным склерозом, которая уже не могла ходить. После креще­ния, сразу же после кре­щения она самостоя­тельно пошла. Для меня как невропатолога это совершенно непонятно. Обычно, как известно, если при рассеянном склерозе больной перестает ходить, то он уже никогда не начинает ходить. А тут сразу после креще­ния больная пошла. Чудеса вокруг храма прп. Серафи­ма Саровского на глазах членов общины храма происхо­дят уже регулярно.



Академик Валерий Иванович Шумаков,

директор института трансплантологии и искусственных органов,

Герой Социалистического труда СССР

Нельзя не рассказать про нашу святыню – храмовую икону прп. Серафима Саровского. Когда весной 1995 года было принято решение совместно с директором Института академиком Валерием Ивановичем Шумако­вым организовать и открыть при Институте храм во имя св. прп. Серафима Саровского, я был иноком, иеродиа­коном Валаамского монастыря Московского подворья. Я проходил там послушание, у меня там был медицинс­кий кабинет. Вокруг меня уже тогда сорганизовалась группа православных врачей, и мы оказывали бесплатно медицинскую помощь приходившим к нам. И вот тогда я затеплил неугасимую лампаду перед образом прп. Се­рафима Саровского и были удивительные явления. Од­нажды, когда я уезжал на несколько дней, сломался за­мок в мой кабинет. Послушники не могли пройти туда, чтобы добавить масло в лампаду, а я по приезде обнару­живал, что лампада горит и маслом заполнена вся лам­пада. Подобное случалось три раза. Мне тогда же пода­рили первый богослужебный предмет  водосвятный крест, который лежал перед образом прп. Серафима Саровского с неугасимой лампадой. Крест стал исто­чать аромат, и это было в течение всего времени до освя­щения храма. Мы чувствовали аромат в те моменты, ког­да читали акафист прп. Серафиму Саровскому. После освящения храма аромат стал утихать, но мы его ощуща­ли и в течение 2,53 месяцев после освящения храма.

И вот незадолго до открытия храма я сказал послуш­никам, что уверен: прп. Серафим Саровский обязатель­но к нам придет. Как – не знаю, но придет. Вскоре при­шел ко мне один писатель из города Лыксы. Лыкса – это недалеко от Дивеево. Он узнал, что мы открываем храм во имя св. прп. Серафима Саровского и сказал, что у него хранится очень интересная икона прп. Серафима Саровского, написанная сестрами Серафимо-Дивеевско­го монастыря перед прославлением преподобного. И она была освящена па мощах прп. Серафима Саровского в день его прославления в присутствии Царственной семьи. И вот он принес эту икону к нам, она сейчас нахо­дится в нашем храме прп. Серафима Саровского, явля­ется для нас центральной иконой, центральным образом нашего храма. И нередко больные получали благодат­ную помощь по молитвам перед этой иконой. Тяжелые больные, которые шли на тяжелые операции – пересад­ку сердца, пересадку почки ли, операцию шунтирования сосудов сердца – обращались к иконе и некоторые из них отвечали, что они ощущали после молитвы перед иконой большую уверенность в благополучном исходе операции. И все происходило благополучно. Таким об­разом, эта икона очень дорога для нас всех, для меня, для общины храма, для больных, которые знают о ее проис­хождении, для администрации Института, которая также знает о происхождении этой иконы.

Москва, 17 апреля 2003 года,

записал Леонид Рудин.

 

Источник:  СВЕТЛЫЕ ДНИ В САРОВЕ. 

Открытие мощей и прославление прп. Серафима Саровского.

 М.: ОСЛН, 2003, 176 с., ил.

ISBN 5-902216-07-9