ХУДОЖНИК ГЮСТАВ ДОРЕ



Гюстав Доре родился в 1832 году, в Страсбурге, в семье инженера дорожного ведомства. Мать его была родом из Эльзаса. Преобладание материнского влияния на характер Гюстава и на склад всей его жизни, включая и ее конец, несомненно. Вряд ли могло случиться иначе, ведь на стороне этого влияния выступили капризный климат и противоречивые традиции их родины. Преисполненная контрастов, она, эта пограничная область в центре Европы, с заснеженными вершинами Вогез, парящими над Рейнской равниной, с густыми лесами, поджатыми степью, впоследствии нашла себе другое место на ином материке  в композициях художника Доре. Страсбург стал для него ценнейшей коллекцией, из которой он набирал ансамбли древних азиатских поселений. Отсюда, из Страсбурга, на библейскую почву им перенесены странных пропорций жилища, а громоздкие фортификации на реках Тигр, Евфрат, Нил и Иордан построены по образцам, воздвигнутым в городе на реке Иль архитектором Вобаном.

Гюстав начинает рисовать с раннего детства, уже в восемь лет удивляя окружающих уверенностью линий и недетской сложностью композиций. В Париж, в 1847 году, он приезжает уже в целом сложившимся художником, нагруженный далеко нацеленными возможностями и не менее далеко устремленными амбициями: еще лицеистом он начинает сотрудничать в одном из известных сатирических журналов. При том он сохраняет трезвый взгляд на вещи и жаждет расширить свое образование, чтобы обеспечить себе подлинно блестящее будущее. Эти планы на настоящее и надежды на будущее связаны у него тоже с Парижем, только  с Парижем.



Христос и Самарянка. Картина Гюстава Доре, преобразованная в цветное изображение. 

Книга Николая Петровича Кокухина "Живая вода. Рассказы и повести". 

– М.: 2025. ОСЛН, 584 с.   

 

Потому, когда в 1848 году внезапно умирает его отец, семнадцатилетний Гюстав, нисколько не колеблясь, пишет матери: приезжайте все в Париж, и сам с возросшим рвением продолжает свою работу. Друзья советуют ему побольше изучать живопись, и он пытается начать карьеру живописца: посылает несколько картин на выставки 1852 и 1853 годов. Однако, охотнее повинуясь более раннему и, может быть, более глубокому совету  инстинкта, он по-прежнему отдает предпочтение рисунку, не уступающему, по его мнению, и, наверное, превосходящему живопись в концентрации мысли и непосредственности воздействия.

Быстро и на равных правах вошедший в число известных художников Доре продолжает сотрудничать в разных иллюстрированных журналах, но намеревается подняться куда выше, на вершину художественного Олимпа. В 1854 году он с огромным успехом иллюстрирует Рабле. Вслед за тем появляются и другие работы, по которым отлично видно, как стремительно развивается его воображение и дар рисовальщика. Это циклы иллюстраций к сочинениям Бальзака и Данте, Перро и Сервантеса, Лафонтена и Ариосто.

В то же время Доре не оставляет живописи. К его огорчению, она не имеет успеха во Франции, зато становится знаменитой в Англии, и потому художник часто ездит туда, чаще, чем куда бы то ни было. В Париже он живет по-прежнему: холостяком. Его домом руководит мать. Это нелегкая задача, поскольку Доре много зарабатывает, упорно трудясь, что позволяет ему жить на широкую ногу, то есть, как ему и нравится. Парижские литераторы, ученые, певцы и певицы, врачи, музыканты, актеры... все они охотно посещают его дом. Доре душа этого разнородного общества.

Он красноречив, неплохо поет и играет на скрипке, умеет показывать фокусы. Его принимают и в высшем свете, императорский двор приглашает его организовывать официальные праздники. Он много путешествует, удовлетворяя заодно свою потребность знакомиться с необходимыми ему документами на их родине прежде, чем иллюстрировать очередную книгу. В списке путешествий: Испания, Швейцария, Алжир, Италия, Германия, но первое место в нем занимает, конечно же, столь благосклонная к Доре Англия.

В 1881 году умирает мать Гюстава. Мучительный ее конец словно исчерпывает энергетический запас Доре. Он внезапно осознает, что и сам устал от жизни, и в январе 1883 года угасает, прожив пятьдесят один год.


БИБЛИЯ

Библия с иллюстрациями Гюстава Доре появилась в 1866 году. Она опубликована в двух томах с текстом, разбитым на две колонки.

Второе издание вышло в свет в том же году, но уже с изменениями: тринадцать гравюр первого издания изъяты, и заменены пятнадцатью новыми. Подправлены и другие листы. Почти три десятка граверов обрабатывали оригиналы, сделанные Доре, и потому очень скоро появились заграничные их издания: в Лондоне, Штуттгарте, Милане, Стокгольме, Санкт-Петербурге, Варшаве, Праге, Амстердаме, Гааге, Маастрихте, Барселоне, Чикаго.

Библия – самое распространенное произведение Доре, и это естественно. Хотя скептики, наверняка, указывая на различия между сценами Ветхого и Нового Заветов, станут утверждать, что художнику не хватает глубины и простоты религиозного чувства человека, исповедующего христианское вероучение. Что ж, такие утверждения не новы. Да и в самом деле, иллюстрации к Ветхому Завету предоставили Доре более очевидные поводы к воплощению его таланта. В эпизодах от Сотворения мира и до истории Маккавеев: Каин, убивающий Авеля; Вавилонская башня; Исаак, благословляющий Иакова; моровая язва в Египте; ливанские кедры для строительства Храма;

Иов на куче пепла; триумф Мардохея; и особенно батальные сцены,  в них действительно можно найти больше увлеченности сюжетами. Ну, и что ж из того?

Очевидности подводят чаще, чем это принято считать. Вот, глядишь, и скептик украдкой тронут картинами из Нового Завета, к примеру, сценой Благовещения. И впрямь, убогая обстановка жилища, в котором Мария принимает Ангела Божия, не трогательна ли? И разве не задевает сердечные струны изгнание торгующих в храме или Голгофа? Даже если допустить, что лицо Христа стереотипно, как часто находят нужным отметить, разве остается оно тем же и в сценах пыток, и не читается ли в нем тогда особый, светлый трагизм? Так и просится закончить этот ряд вопросов следующим: не заключена ли изрядная часть очевидных различий и стереотипов, отмеченных скептиками, в самих скептиках?

Во всяком случае, и они, возможно, избавятся от некоторой доли скепсиса, рассматривая последнюю сцену цикла, иллюстрацию к двадцать первой главе Откровения святого Иоанна: воплощенную надежду, Новый Иерусалим.

 

1832 6 января Гюстав Доре появляется на свет в Страсбурге. В свидетельство о рождении вписывается его полное имя: Луи-Огюст- Гюстав. Родители: отец, Пьер-Луи-Кристоф Доре, градо- и мостостроитель на службе у департамента Ба-Рен; мать, Александрин Мари-Анн, урожденная Плюшар.

1837 Пятилетний Гюстав иллюстрирует школьные тетради и письма карикатурами на учителей, знакомых и родственников.

1839 Мать вовлекает его в занятия музыкой. Он пробует разные инструменты и делает быстрые успехи в игре на скрипке.

1840 К открытию памятника Гутенбергу восьмилетний Доре проектирует коляску для торжественного выезда, в котором и сам принимает участие вместе со школьными товарищами.

1841 Первая попытка проиллюстрировать Божественную Комедию Данте. Семья Доре переезжает в Бург-ен-Бресс, департамент Юра. Гюстав поступает в коллеж. Он делает зарисовки с натуры, но больше его привлекают образы из греческой и римской мифологии.

1847 Парижский издатель Обер публикует рисунки Доре: Подвиги Геркулеса, во вступительной статье представляя широкой публике пятнадцатилетнего рисовальщика как сложившегося художника.

1848 Доре в сопровождении родителей направляется в Париж, знакомится с известнейшим издателем Шарлем Филипоном, который предлагает немедленно заключить контракт. Договор о работе Гюстава на иллюстрированный журнал, подписанный издателем и отцом художника, датирован 17 апреля. Летом, во время поездки к морю, Доре пишет свою первую картину: Рыбак укрывает баркас от шторма, и дебютирует с нею в парижском Салоне. Умирает его отец.

1849 Мать Гюстава переезжает в Париж.

1852 Доре продолжает интенсивно работать для журналов, в их числе филипоновский Журнал для Смеха, и начинает приобретать собственное лицо как иллюстратор книг.

1853 Издатель сочинений Байрона Бри-ене помещает в своем издании 24 иллюстрации

Доре. Одновременно выходят в свет Маленькие Альбомы для Смеха.

1854 Бри издает Рабле, иллюстрированного Доре. Несмотря на плохую бумагу и отврати­тельную печать, художник имеет необычайный успех. В этом же году он выпускает полити­ческий памфлет, посвященный Крымской войне: Красочная история Святой Руси. Вместе с тем он усиленно занимается живописью, в Салоне выставляется его полотно: Семья канатоходцев.

1855 Год Всемирной выставки в Париже. Выходят в свет иллюстрации Доре к Бальзаку. С появлением этого шедевра он приобретает мировую славу и становится богатым.

1856 Парижский издатель Мишель Леви выпускает Вечного Жида Доре, первую публикацию его рисунков в большом формате. Его творчество набирает широчайший размах, только в этом году в различных книгах и журналах опубликовано более семисот иллюстраций.

1857 Иллюстрации к Рабле выходят в дешевом издании. Доре становится популяр­ным и в высшем свете, иллюстрирует Истории Фей графини де Сегюр, побивая собственный рекорд прошлого года по количеству опубликованных работ.

1859 Доре становится иллюстратором эпохи, сопровождает рисунками мемуары, военные корреспонденции, колониальные известия и другие актуальные события.

1861 Доре начинает воплощение грандиозного замысла иллюстрированной Всемирной Библиотеки, первым циклом которой становится дантовский Ад.

Работа приносит художнику членство в Почетном Легионе. Заграничные издательства, ввиду больших доходов от иллюстрированных им изданий, стремятся заполучить его.

1862 Всемирная Библиотека продолжается иллюстрациями к Сказкам Перро и Приключениям Мюнхгаузена. Во время пребывания в Баден-Бадене Доре набрасывает первые эскизы к Дон Кихоту, успевая послать в Салон очередные живописные работы.

1863 Ашет выпускает Дон Кихота с иллюст­рациями Доре в качестве следующего тома Всемирной Библиотеки.

 

1864 Наполеон Третий и императрица Евгения приглашают Доре посетить их в Компьене.

Он приобретает большой общественный вес.


       1866 Доре переезжает в новое ателье на улице Байяр. Его успехи превышают самые смелые надежды издателей, выручка от Дон Кихота больше, чем доходы любого художника современности. Выходит в свет первое иллюстрированное им английское издание мильтоновского Потерянного Рая и Библия, очередной том Всемирной Библиотеки.

1867 Год новой парижской Всемирной выставки, ознаменовавшей конец Второй Империи. Доре выставляет в Салоне монументальные полотна: Зеленый стол, Неофит, Война и Мир, и терпит унизительное поражение. Иллюстрации к басням Лафонтена, напротив, имеют, как и другие работы этого жанра, огромный успех. В Лондоне издается альбом: Двести юмористических и гротескных скетчей, а также иллюстрации к Теннисону и Гюго. Разлом между славой рисовальщика и поражением в живописи мучителен, Доре называет себя несчас­тнейшим человеком.

1868 Доре оставляет Францию и переселяется в Англию, однако, не потерпевшим поражение на родине эмигрантом, но триумфатором.

Он становится гвоздем сезона, его популяр­ность соперничает с популярностью Диккенса. Торговцы живописью Фейдере и Бифорт открывают на лондонской Нью-Бондстрит 35 Доре-галерею. Стечение публики огромно. Картины, оплеванные в Париже, скупаются здесь по огромным ценам: Иисус покидает Высокий Суд и Мученики Веры проданы за 150 000 и 100 000 золотых франков. Несколько картин покупает королева Виктория. Растет и слава Доре-иллюстратора, с его рисунками выходят дантовские Чистилище и Рай, теннисоновские Королевские Идиллии. Он делает эскизы к предстоящему изданию Лондона Джерролда.

1869 Выборы во Франции, рост демократи­ческих тенденций.

1870 Франко-прусская война, поражение и пленение Наполеона Третьего.

Большим тиражом опубликован Альбом Галереи Доре.

1872 Доре занимается скульптурой. Вместе с тем выходят первые большие иллюстрированные репортажи 19 столетия: Лондон Доре-Джерролда, графические дополнения к энгельсовскому Положению рабочего класса в Англии, иллюстрации к бедольеровской Истории войны 18701871 и к Истории Пап Лашатра.

1875 В Лондоне появляется одна из лучших работ Доре: Поэма о Старом Мореходе Колриджа. Его принимает королева Виктория. Вернувшись в Париж, он занимается живописью по христианским сюжетам и редко покидает ателье на улице Байяр, работая днем и ночью, чтобы суметь выполнить все английские заказы.

1878 Начало публикации Тысячи и одной ночи, следующего тома Всемирной Библиотеки.

1879 Рене Делорм публикует первую биографию Доре. Ашет выпускает иллюстрации к Неистовому Роланду Ариосто. Это последняя большая работа Доре. Он становится офицером Почетного Легиона.

1880 Смерть Жака Оффенбаха, ближайшего друга Доре.

1881 Смерть матери Доре. Он не в силах вообразить свою жизнь без нее. Ему предла­гают сделать эскизы памятника Дюма-отцу.

1882 Доре выставляют в Салоне вне конкурса, почесть, которой он добивается слишком поздно. В свои пятьдесят он чувствует себя достаточно пожившим.

1883 23 января Доре умирает от инфаркта.

25 января гроб с его телом опускают в могилу на кладбище Пер-Лашез при огромном стечении публики из всех слоев общества. Прощальные речи произносят Александр Дюма-сын и Поль Даллоз. В конце года выходит издание Ворона Эдгара По с иллюст­рациями Доре, готовится к публикации шекспировский Макбет.

1885 Бланш Рузвельт публикует в Нью-Йорке первое основательное жизнеописание худож­ника. 10 апреля в Париже проводится посвященная памяти Гюстава Доре выставка и аукцион, принесший доход, исчисляемый сотнями тысяч франков.