ХУДОЖНИК ГЮСТАВ ДОРЕ
Гюстав Доре родился в 1832 году, в Страсбурге, в семье инженера дорожного ведомства. Мать его была родом из Эльзаса. Преобладание материнского влияния на характер Гюстава и на склад всей его жизни, включая и ее конец, несомненно. Вряд ли могло случиться иначе, ведь на стороне этого влияния выступили капризный климат и противоречивые традиции их родины. Преисполненная контрастов, она, эта пограничная область в центре Европы, с заснеженными вершинами Вогез, парящими над Рейнской равниной, с густыми лесами, поджатыми степью, впоследствии нашла себе другое место на ином материке – в композициях художника Доре. Страсбург стал для него ценнейшей коллекцией, из которой он набирал ансамбли древних азиатских поселений. Отсюда, из Страсбурга, на библейскую почву им перенесены странных пропорций жилища, а громоздкие фортификации на реках Тигр, Евфрат, Нил и Иордан построены по образцам, воздвигнутым в городе на реке Иль архитектором Вобаном.
Гюстав начинает рисовать с раннего детства, уже в восемь лет удивляя окружающих уверенностью линий и недетской сложностью композиций. В Париж, в 1847 году, он приезжает уже в целом сложившимся художником, нагруженный далеко нацеленными возможностями и не менее далеко устремленными амбициями: еще лицеистом он начинает сотрудничать в одном из известных сатирических журналов. При том он сохраняет трезвый взгляд на вещи и жаждет расширить свое образование, чтобы обеспечить себе подлинно блестящее будущее. Эти планы на настоящее и надежды на будущее связаны у него тоже с Парижем, только – с Парижем.
Христос и Самарянка. Картина Гюстава Доре, преобразованная в цветное изображение.
Книга Николая Петровича Кокухина "Живая вода. Рассказы и повести".
– М.: 2025. ОСЛН, 584 с.
Потому, когда в 1848 году внезапно умирает его отец, семнадцатилетний Гюстав, нисколько не колеблясь, пишет матери: приезжайте все в Париж, и сам с возросшим рвением продолжает свою работу. Друзья советуют ему побольше изучать живопись, и он пытается начать карьеру живописца: посылает несколько картин на выставки 1852 и 1853 годов. Однако, охотнее повинуясь более раннему и, может быть, более глубокому совету – инстинкта, он по-прежнему отдает предпочтение рисунку, не уступающему, по его мнению, и, наверное, превосходящему живопись в концентрации мысли и непосредственности воздействия.
Быстро и на равных правах вошедший в
число известных художников Доре продолжает сотрудничать в разных
иллюстрированных журналах, но намеревается подняться куда выше, на вершину
художественного Олимпа. В 1854 году он с огромным успехом иллюстрирует Рабле.
Вслед за тем появляются и другие работы, по которым отлично видно, как
стремительно развивается его воображение и дар рисовальщика. Это циклы
иллюстраций к сочинениям Бальзака и Данте, Перро и Сервантеса, Лафонтена и
Ариосто.
В то же время Доре не оставляет
живописи. К его огорчению, она не имеет успеха во Франции, зато становится
знаменитой в Англии, и потому художник часто ездит туда, чаще, чем куда бы то
ни было. В Париже он живет по-прежнему: холостяком. Его домом руководит мать.
Это нелегкая задача, поскольку Доре много зарабатывает, упорно трудясь, что
позволяет ему жить на широкую ногу, то есть, как ему и нравится. Парижские
литераторы, ученые, певцы и певицы, врачи, музыканты, актеры... все они охотно
посещают его дом. Доре – душа этого разнородного общества.
Он красноречив, неплохо поет и играет
на скрипке, умеет показывать фокусы. Его принимают и в высшем свете,
императорский двор приглашает его организовывать официальные праздники. Он
много путешествует, удовлетворяя заодно свою потребность знакомиться с необходимыми
ему документами на их родине прежде, чем иллюстрировать очередную книгу. В
списке путешествий: Испания, Швейцария, Алжир, Италия, Германия, но первое
место в нем занимает, конечно же, столь благосклонная к Доре Англия.
В 1881 году умирает мать Гюстава.
Мучительный ее конец словно исчерпывает энергетический запас Доре. Он внезапно
осознает, что и сам устал от жизни, и в январе 1883 года угасает, прожив
пятьдесят один год.
БИБЛИЯ
Библия с иллюстрациями Гюстава Доре
появилась в 1866 году. Она опубликована в двух томах с текстом, разбитым на две
колонки.
Второе издание вышло в свет в том же
году, но уже с изменениями: тринадцать гравюр первого издания изъяты, и
заменены пятнадцатью новыми. Подправлены и другие листы. Почти три десятка
граверов обрабатывали оригиналы, сделанные Доре, и потому очень скоро появились
заграничные их издания: в Лондоне, Штуттгарте, Милане, Стокгольме,
Санкт-Петербурге, Варшаве, Праге, Амстердаме, Гааге, Маастрихте, Барселоне,
Чикаго.
Библия – самое распространенное
произведение Доре, и это естественно. Хотя скептики, наверняка, указывая на
различия между сценами Ветхого и Нового Заветов, станут утверждать, что
художнику не хватает глубины и простоты религиозного чувства человека,
исповедующего христианское вероучение. Что ж, такие утверждения не новы. Да и в
самом деле, иллюстрации к Ветхому Завету предоставили Доре более очевидные
поводы к воплощению его таланта. В эпизодах от Сотворения мира и до истории
Маккавеев: Каин, убивающий Авеля; Вавилонская башня; Исаак, благословляющий
Иакова; моровая язва в Египте; ливанские кедры для строительства Храма;
Иов на куче пепла; триумф Мардохея; и особенно батальные сцены, – в них действительно можно найти больше увлеченности сюжетами. Ну, и что ж из того?
Очевидности подводят чаще, чем это
принято считать. Вот, глядишь, и скептик украдкой тронут картинами из Нового
Завета, к примеру, сценой Благовещения. И впрямь, убогая обстановка жилища, в
котором Мария принимает Ангела Божия, не трогательна ли? И разве не задевает
сердечные струны изгнание торгующих в храме или Голгофа? Даже если допустить,
что лицо Христа стереотипно, как часто находят нужным отметить, разве остается
оно тем же и в сценах пыток, и не читается ли в нем тогда особый, светлый
трагизм? Так и просится закончить этот ряд вопросов следующим: не заключена ли
изрядная часть очевидных различий и стереотипов, отмеченных скептиками, в самих
скептиках?
Во всяком случае, и они, возможно,
избавятся от некоторой доли скепсиса, рассматривая последнюю сцену цикла,
иллюстрацию к двадцать первой главе Откровения святого Иоанна: воплощенную
надежду, Новый Иерусалим.
1832 6 января Гюстав Доре появляется на
свет в Страсбурге. В свидетельство о рождении вписывается его полное имя:
Луи-Огюст- Гюстав. Родители: отец, Пьер-Луи-Кристоф Доре, градо- и
мостостроитель на службе у департамента Ба-Рен; мать, Александрин Мари-Анн,
урожденная Плюшар.
1837 Пятилетний Гюстав иллюстрирует
школьные тетради и письма карикатурами на учителей, знакомых и родственников.
1839 Мать вовлекает его в занятия музыкой.
Он пробует разные инструменты и делает быстрые успехи в игре на скрипке.
1840 К открытию памятника Гутенбергу
восьмилетний Доре проектирует коляску для торжественного выезда, в котором и
сам принимает участие вместе со школьными товарищами.
1841 Первая попытка проиллюстрировать
Божественную Комедию Данте. Семья Доре переезжает в Бург-ен-Бресс, департамент
Юра. Гюстав поступает в коллеж. Он делает зарисовки с натуры, но больше его
привлекают образы из греческой и римской мифологии.
1847 Парижский издатель Обер публикует
рисунки Доре: Подвиги Геркулеса, во вступительной статье представляя широкой
публике пятнадцатилетнего рисовальщика как сложившегося художника.
1848 Доре в сопровождении родителей
направляется в Париж, знакомится с известнейшим издателем Шарлем Филипоном,
который предлагает немедленно заключить контракт. Договор о работе Гюстава на
иллюстрированный журнал, подписанный издателем и отцом художника, датирован 17
апреля. Летом, во время поездки к морю, Доре пишет свою первую картину: Рыбак
укрывает баркас от шторма, и дебютирует с нею в парижском Салоне. Умирает его
отец.
1849 Мать Гюстава переезжает в Париж.
1852 Доре продолжает интенсивно работать
для журналов, в их числе филипоновский Журнал для Смеха, и начинает приобретать
собственное лицо как иллюстратор книг.
1853 Издатель сочинений Байрона Бри-ене
помещает в своем издании 24 иллюстрации
Доре. Одновременно выходят в свет
Маленькие Альбомы для Смеха.
1854 Бри издает Рабле, иллюстрированного
Доре. Несмотря на плохую бумагу и отвратительную печать, художник имеет
необычайный успех. В этом же году он выпускает политический памфлет,
посвященный Крымской войне: Красочная история Святой Руси. Вместе с тем он
усиленно занимается живописью, в Салоне выставляется его полотно: Семья
канатоходцев.
1855 Год Всемирной выставки в Париже.
Выходят в свет иллюстрации Доре к Бальзаку. С появлением этого шедевра он
приобретает мировую славу и становится богатым.
1856 Парижский издатель Мишель Леви
выпускает Вечного Жида Доре, первую публикацию его рисунков в большом формате.
Его творчество набирает широчайший размах, только в этом году в различных
книгах и журналах опубликовано более семисот иллюстраций.
1857 Иллюстрации к Рабле выходят в дешевом
издании. Доре становится популярным и в высшем свете, иллюстрирует Истории Фей
графини де Сегюр, побивая собственный рекорд прошлого года по количеству
опубликованных работ.
1859 Доре становится иллюстратором эпохи,
сопровождает рисунками мемуары, военные корреспонденции, колониальные известия
и другие актуальные события.
1861 Доре начинает воплощение грандиозного
замысла иллюстрированной Всемирной Библиотеки, первым циклом которой становится
дантовский Ад.
Работа приносит художнику членство в
Почетном Легионе. Заграничные издательства, ввиду больших доходов от
иллюстрированных им изданий, стремятся заполучить его.
1862 Всемирная Библиотека продолжается
иллюстрациями к Сказкам Перро и Приключениям Мюнхгаузена. Во время пребывания в
Баден-Бадене Доре набрасывает первые эскизы к Дон Кихоту, успевая послать в
Салон очередные живописные работы.
1863 Ашет выпускает Дон Кихота с иллюстрациями
Доре в качестве следующего тома Всемирной Библиотеки.
1864 Наполеон Третий и императрица Евгения
приглашают Доре посетить их в Компьене.
Он приобретает большой общественный вес.
1866 Доре переезжает в новое ателье на улице Байяр. Его успехи
превышают самые смелые надежды издателей, выручка от Дон Кихота больше, чем
доходы любого художника современности. Выходит в свет первое иллюстрированное
им английское издание мильтоновского Потерянного Рая и Библия, очередной том
Всемирной Библиотеки.
1867 Год новой парижской Всемирной
выставки, ознаменовавшей конец Второй Империи. Доре выставляет в Салоне
монументальные полотна: Зеленый стол, Неофит, Война и Мир, и терпит
унизительное поражение. Иллюстрации к басням Лафонтена, напротив, имеют, как и
другие работы этого жанра, огромный успех. В Лондоне издается альбом: Двести
юмористических и гротескных скетчей, а также иллюстрации к Теннисону и Гюго.
Разлом между славой рисовальщика и поражением в живописи мучителен, Доре
называет себя несчастнейшим человеком.
1868 Доре оставляет Францию и переселяется
в Англию, однако, не потерпевшим поражение на родине эмигрантом, но
триумфатором.
Он становится гвоздем сезона, его
популярность соперничает с популярностью Диккенса. Торговцы живописью Фейдере
и Бифорт открывают на лондонской Нью-Бондстрит 35 Доре-галерею. Стечение
публики огромно. Картины, оплеванные в Париже, скупаются здесь по огромным
ценам: Иисус покидает Высокий Суд и Мученики Веры проданы за 150 000 и 100 000
золотых франков. Несколько картин покупает королева Виктория. Растет и слава
Доре-иллюстратора, с его рисунками выходят дантовские Чистилище и Рай,
теннисоновские Королевские Идиллии. Он делает эскизы к предстоящему изданию
Лондона Джерролда.
1869 Выборы во Франции, рост демократических
тенденций.
1870 Франко-прусская война, поражение и
пленение Наполеона Третьего.
Большим тиражом опубликован Альбом
Галереи Доре.
1872 Доре занимается скульптурой. Вместе с тем выходят первые большие иллюстрированные репортажи 19 столетия: Лондон Доре-Джерролда, графические дополнения к энгельсовскому Положению рабочего класса в Англии, иллюстрации к бедольеровской Истории войны 1870–1871 и к Истории Пап Лашатра.
1875 В Лондоне появляется одна из лучших
работ Доре: Поэма о Старом Мореходе Колриджа. Его принимает королева Виктория.
Вернувшись в Париж, он занимается живописью по христианским сюжетам и редко
покидает ателье на улице Байяр, работая днем и ночью, чтобы суметь выполнить
все английские заказы.
1878 Начало публикации Тысячи и одной
ночи, следующего тома Всемирной Библиотеки.
1879 Рене Делорм публикует первую
биографию Доре. Ашет выпускает иллюстрации к Неистовому Роланду Ариосто. Это
последняя большая работа Доре. Он становится офицером Почетного Легиона.
1880 Смерть Жака Оффенбаха, ближайшего
друга Доре.
1881 Смерть матери Доре. Он не в силах
вообразить свою жизнь без нее. Ему предлагают сделать эскизы памятника
Дюма-отцу.
1882 Доре выставляют в Салоне вне
конкурса, почесть, которой он добивается слишком поздно. В свои пятьдесят он
чувствует себя достаточно пожившим.
1883 23 января Доре умирает от инфаркта.
25 января гроб с его телом опускают в
могилу на кладбище Пер-Лашез при огромном стечении публики из всех слоев
общества. Прощальные речи произносят Александр Дюма-сын и Поль Даллоз. В конце
года выходит издание Ворона Эдгара По с иллюстрациями Доре, готовится к
публикации шекспировский Макбет.
1885 Бланш Рузвельт публикует в Нью-Йорке
первое основательное жизнеописание художника. 10 апреля в Париже проводится
посвященная памяти Гюстава Доре выставка и аукцион, принесший доход,
исчисляемый сотнями тысяч франков.