БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ

 

 



Слово Христово да вселяется в вас  обильно,

со всякой премудростью; научайте

и вразумляйте друг друга псалмами,

славословием и духовными песнями,

в благодати воспевая

в сердцах ваших Господу

(Кол. 3, 16).  

 

 

1. Беседа в неделю Мытаря и Фарисея

Господи, благослови!

 

Скажите, боголюбивые христиане, о чем читалось сегодня в храме Божием из св. Евангелия? Читалась притча о мытаре и фарисее, в которой Господь наш Иисус Христос показал нам, какова должна быть наша молитва, чтобы она была достойна пред Богом, услышана Им и приобрела милость Божию, – и научил нас, что не гордиться мы должны своими добрыми делами, а смирять себя пред непостижимыми путями Божия промысла в надежде на бесконечное Его милосердие. Читалось же об этом во св. Евангелии так – выслушайте (прочитать по-русски Лк. 18, 10–14).

Теперь постарайтесь, други мои, выслушать объяснение сего евангельского чтения. Здесь прежде всего следует вам объяснить, что такое притча. Притча есть пример, сравнение или подобие, как бы загадка, которая требует разъяснения. В притчах Господь выражал Свое учение о Себе, Своей жизни, учении, о Царстве Божием, Церкви Христовой и о том, как разного рода люди относились к Нему и к Его учению. Для чего Господь учил притчами? Для того, чтобы сделать слово Свое более вразумительным и чтобы до времени скрыть от Своих слушателей то, что нужно было открыть только некоторым из них, более понимающим.

Кто это фарисей и мытарь, о которых читалось в нынешнем Евангелии? Фарисеи отличались от всех прочих евреев строгим выполнением обязанностей своего закона, писанного и неписанное; но исполняли закон фарисеи только наружным образом, только для того, чтобы прочие люди считали их благочестивыми и святыми, в душе же они были лицемеры, горды, сварливы. Приказывая исполнять закон другим, они сами иногда не исполняли его. Спаситель Христос многократно обличал фарисеев пред всем народом, говоря: «порождения ехидны! как вы можете говорить доброе, будучи злы?» (Мф. 12, 34; ср. 15, 1–20; 16, 1–12); «вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри наполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 1–35; Мк. 11 гл. и Лк. 12 гл.).

Мытарями же назывались люди, собиравшие подати. Иудейская страна находилась во время земной жизни Иисуса Христа под властью римлян и все иудеи должны были ежегодно уплачивать им известную подать. Для сбора этой подати от римлян были поставлены особые сборщики из евреев, которые часто были очень несправедливы, корыстолюбивы, и при собирании податей творили разные обиды и притеснения народу; часто такие сборщики, чтобы самим нажиться, требовали и брали с народа более, чем сколько определено было правительством. Народ знал это нечистое дело сборщиков и относился к ним с отвращением, считая их грабителями, ворами, обидчиками, вообще отъявленными нечестивцами (срав. Лк. 19, 1–7). Посему св. Иоанн Предтеча, призывая народ к покаянию и крещению требовал от сборщиков податей справедливости: «ничего не требуйте более определенного вам» (Лк. 3, 13).

Итак, вы знаете, что за люди были – фарисей и мытарь. Теперь обратите ваше внимание на молитву фарисея и мытаря. Фарисей, по своей гордости, в молитве хвалит себя за свою будто добродетельную жизнь, а других всех считает грешниками, недостойными милости Божией. «Боже, – молится фарисей, – благодарю Тебя, что я не таков, как другие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь». Из этих слов вы, благочестивые слушатели, видите, что в молитве фарисей прославляет не Бога, а себя самого, свою собственную праведность. Других он считает грешниками, а на мытаря, стоявшего в храме, указывает, как на такого же грешника. Далее – фарисей пересчитывает пред Богом свои добрые дела. «Пощусь два раза в неделю. Даю десятую часть из всего, что приобретаю». Вот какова гордая, самохвальная, недостойная молитва фарисея! Но как брошенный камень не долетит до неба, так молитва самохвальная не взойдет к Богу» (св. Евагрий). Какова же была молитва мытаря? Мытарь молился совершенно не так, как фарисей; он сознавал себя величайшим грешником, не имевшим ни одной добродетели и потому, считая себя недостойным приблизиться к святому месту, стал вдали, не смел даже поднять глаз на небо, а смотрел на землю и, ударяя себя руками в грудь, в знак печали и скорби душевной, просил об одном – помиловать его, не взыскать с него за грехи его, он молился так: «Боже, будь милостив ко мне грешному!». Он, как видите, не оправдывался пред Богом, но сам себя осуждал и зато был помилован Богом и прощены были ему все грехи его. Смиренная и сердечная молитва мытаря достойна и угодна была пред Богом более, чем молитва гордого фарисея и потому мытарь вышел из храма оправданным, а фарисей осужденным. Так, по слову Спасителя, «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». Что же поучительно для нас, благочестивые слушатели, в сей притче Господней? Какой в ней урок для нас?

Эта притча поучает нас: 1) сколь гордость противна Богу и пагубна для душ наших и 2) сколь угодно пред Богом и душеспасительно для нас смирение, унижение себя, сознание своей греховности пред Богом и людьми.

Побеседуем с вами сперва о гордости. Гордость есть первый грех в мире, она – порождение сатаны. Один – из светлых духов – ангелов, которых Бог сотворил прежде видимого мира, возгордился пред Богом и захотел стать равным Богу. Свои гордые мысли и желания он сообщил и множеству других ангелов и привлек их на свою сторону. За такое нечестие всеведующий и всезнающий Господь проклял их всех, отлучил их от светлых ангелов, низвергнул с неба и осудил на вечное пребывание во аде. Так, гордость привела ангелов к погибели. Так же приводит она к погибели и каждого человека. Гордость на великую высоту возносит гордого, а оттуда низвергает она в бездну. Лопнувший пузырь обращается в ничто, и память гордого погибнет. (Прп. Нил Синайский). Гордость есть враг всех добродетелей, которые обращаются в пыль и разносятся дуновением гордости. «Гордым Бог противится» (Иак. 4, 6); никем Он так не гнушается, как надменными и гордыми, ибо что «высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16, 15), а посему «нечист пред Господом всякий высокосердый» (Притч. 16, 5).

И сколько записано примеров того, что Господь гордых людей карал, сколько есть поучительных уроков для нас! Фараон египетский за гордость наказан Богом потоплением в море; Навуходоносор, царь вавилонский, на семь лет был лишен разума и жил и питался вместе с животными, – за что? за гордость (Кн. Дан. г. 4). В жизнеописании св. священномученика Харламия, епископа города Магнезии, рассказывается следующее. Когда римский царь Север мучил св. Харлампия и велел опалить его огнем, то слуги царские, подошедшие к мученику с огнем, были сами опалены; до 70 человек погибло от сего пламени, а св. Харлампий остался невредим. Тогда разгневанный и бесчеловечный царь, в безумии оскорбленной гордости, напряг лук и выстрелил в высоту на воздух, сказав; «Христос, приди сюда. Если ты живешь на небесах, сойди сюда и поставь на земле шатры Твои, я готовлю на Тебя войну и имею довольно сил, чтобы стать против Тебя; сойди сюда и стань близь меня! Если же нет, то я низложу небеса, погашу солнце и возьму Тебя руками. После сих горделивых и безумных слов земля затряслась, заблистала молния, раздался гром и страх напал на всех. Царь Север и воевода его Крисп невидимою силою были подняты от земли и повисли на воздухе. Только по молитве св. мученика царь был избавлен от сего наказания и остался жив (Чет. Мин. Февр. 10).

От гордого человека отступает и благость Божия. Вот вам пример. Когда однажды было гонение на Христову Церковь, то вместе со святым мучеником Петром, Дионисием, Павлом, и многими другими взять был некто мессопотамец, по имени Никомах. Когда все христиане-мученики, не надеясь на свои силы, молили Господа укрепить их Своею благодатью, Никомах беспрестанно с гордостью громко взывал: «я христианин! я христианин!» и когда мучители принуждали его принести жертву богам языческим-идолам, он тоже гордо отвечал: «разве ты не знаешь, что христиане идолам не жертвуют?». После сего предали его с другими на мучения. Несколько времени Никомах терпеливо переносил все мучения и раны и, когда другие молили Господа ниспослать им Свою помощь и укрепить их на подвиг страдания, он гордо восклицал: «я христианин! христианской праведности поколебать невозможно!». Уже Никомах был близь конца своих подвигов, уже небесный венец имел как бы в руках своих; но сила Божия не могла пребывать в сосуде, гордостью оскверненном; ибо не любовь к сладчайшему Иисусу: а желание прославиться мужественным терпением вызвало его на священный подвиг страдания. И Никомах внезапно переменил свой голос и закричал: «за что так жестоко бьете меня? Я никогда не был христианином!». Его тотчас сняли с мучилища, разрешили узы, осыпали похвалами. Но, лишь только отступник начал поклоняться идолам, внезапный удар поверг его на землю, и он умер.

Человек гордый подобен дереву без корня; такое дерево скоро падает. И теперь есть много таких людей, которые, подобно Фарисею, делают добрые дела не для славы Божией и спасения души своей, а для того, чтобы люди их хвалили и превозносили. Сколько есть людей, которые, по-видимому, усердно молясь и дома, и в храме, и праздники соблюдают, и посты выполняют; но все это делают лишь для того, чтобы заслужить себе похвалу от других, и гордятся, когда им действительно приходится слышать похвалы своей добродетели. Но такая добродетель бесплодна, как бесплодно дерево, не имеющее корня. «Истинная же добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестью» (прп. Нил Синайский).

Если же мы не должны гордиться своей добродетелью, то тем более не должны гордиться теми земными отличиями, какие по воле Божией выпали нам на долю. И потому, кого Бог наградил на земле богатством, славою, честью, здоровьем, силою и проч., пусть таковой счастливец не гордится этим, потому что с ним вместе все это погибнет. «Имеешь ли большое богатство, говорит свт. Василий Великий, принадлежишь ли к числу граждан великого государства, одарен ли телесным здоровьем и красотою, почтен ли от всех за свои заслуги, помни постоянно: «земля еси в землю отидеши. Если посмотрим в гроб, то не узнаем, раб или владыка лежит тут, богатый или убогий, красивый или безобразный. Посему, зная естество свое, ничем не превозносися; тело твое – перст, а земная слава твоя пропадает, как цветок. Все мы, как риза, обветшаем и, как молью, временем будем съедены» (Пролог, Февр. 26).

Вы теперь знаете, благочестивые слушатели, что гордость – мерзость пред Господом; знайте же и то, что насколько гордость пагубна, настолько смирение спасительно для души нашей, да без смирения и спастись невозможно. Раз к преподобному Макарию Египетскому пришел один из братий и сказал: «Отец! Научи меня, как мне спастись?». «Ступай к тому месту, – сказал преподобный Макарий, – где лежат мертвые, и злословь их». Послушался брат, пошел и злословил мертвых, а потом возвратился к преподобному. «Что же отвечали тебе мертвые на твое злословие», – спросил его старец. «Ничего», – отвечал инок. «Поди теперь опять туда же и хвали мертвых», – учил инока преподобный. Тот так и сделал. «Ну, что же теперь сказали тебе мертвые?» – спросил Макарий у инока, когда тот возвратился к нему. «Ничего», – был ответ его. «Вот видишь, – сказал св. Макарий, – злословил ты их, они ничего тебе не отвечали; ты начал хвалить – и не отозвались они на твою хвалу. Так и ты, если хочешь спастись, будь как мертвый: гонят тебя – не гневайся; почитают тебя – не возносись». Так важно смирение в деле спасения нашего. «Смирение, – по слову св. Амвросия Медиоланского, – есть такая добродетель для жизни христианской, как фундамент для здания. Оно также важно для благочестия, как корень для растения, которое тотчас теряет свою красоту, свежесть и жизнь, коль скоро его корень мертв. Ничто не может сравниться с добродетелью смирения, это мать, корень, пища, основание и связь всякого добра, самый верный страж всех добродетелей. Уметь смиряться, значит уметь подражать Иисусу Христу; преуспевать в добродетели, значит – преуспевать в смирении. Напротив, что все наши добродетели без смирения? Не более как пыль...» «Как подпора держит ветвь дерева с плодами, так смирение – добродетельную душу», – говорит св. Евагрий. И в слове божием говорится, что «Господь смиренным дает благодать» (Ин. 4, 6). «На кого призрю, – говорит Господь через пророка Исаию, – только на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Гл. 66, ст. 2). «Научитесь от Меня, – говорил Спаситель, – ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». И святые люди, чем более приближались к Богу, тем более по своему смирению считали себя грешными и недостойными милости Божией. Так, например, Авраам, увидев Господа, назвал себя землею и пеплом (Быт. 18, 27); св. пророк Исаия, увидев Господа, сидящего на престоле, высоком и превознесенном, окруженном Серафимами, сказал: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!» (Гл. 6, ст. 5). Все угодники Божии, исполняя заповеди Божии, почитали себя ниже всех и, все дела свои приписывая Богу, достигали через глубокое смирение высшей степени совершенства.

Вот, прекрасный пример искреннего и глубокого смирения. Один сельский житель, наслышавшись о добродетелях и чудотворениях преподобного Сергия, игумена Радонежского, издалека пришел в монастырь его, чтобы увидеть праведника и принять от него благословение. Св. угодника, работавшего в то время в саду, известили о пришедшем к нему и он велел допустить его. Крестьянин, увидев человека, слишком просто одетого, копающего гряды, не мог поверить, чтоб это был столь славный Сергий; решивши, что ему в шутку вместо Сергия указали работника, он возвратился в монастырь и вторично спросил: «где преподобный Сергий?». Сколько ни уверяли его, что он уже видел его в саду, крестьянин не хотел и слышать. Между тем преподобный Сергий вышел из сада. Крестьянин, гнушаясь им, отворотился в сторону и не хотел взглянуть на него. «Ах, какой труд подъял я – и понапрасну! – думал он, – я пришел для великого пророка, надеясь узреть славу его, но что ж вижу? Нищего». Святой узнал его мысли и возблагодарил Бога; ибо как горделивец восхищается хвалою и честью, так смиренномудрый радуется унижению. Он взял крестьянина за руки ввел в свою келью и поставил пред ним пищу и питье. «Не печалься, добрый человек, – сказал он, – ты вскоре увидишь Сергия». В это время объявили, что в монастырь прибыл Великий князь; преподобный Сергий вышел к нему на встречу. Как удивился крестьянин, увидев, что Государь к сему нищему, как называл он, приступил с благоговением и, поклонясь до земли, просил благословения. Как удивился он, что сей старец сел вместе с князем, между тем как все другие, даже вельможи, стояли перед ним. Бедного крестьянина гнушались и слуги их... Едва выпросив для себя уголок в сенях, он не спускал глаз с того, на кого прежде и взглянуть не хотел. «Сделайте милость, – тихонько спросил он, – скажите мне, кто сей старец, подле князя сидящий?» «Это Сергий», – отвечали ему. Обманутый самим собою, крестьянин заплакал и укорял себя в невежестве. Но Сергий вскоре утешил его. Когда князь простился с праведником, крестьянин припал к ногам преподобного Сергия и раскаялся в безумии своем. «Ты один прав, – поднимая его, сказал святой муж, – что почел меня старцем, ничего незначащим; все прочие обманываются» (Училищ. Благ. Т. 1).

Христианского смирения не могут терпеть и переносить самые лютые враги наши, дьяволы. В одной книге записано следующее: «К одному из братий (это было в монастыре) приступили бесы и ублажали его. Но этот смиренномудрый инок сказал им: «Если бы вы перестали хвалить меня в душе моей, то из отшествия вашего я заключил бы, что я велик; если же не перестанете хвалить меня, то из похвалы вашей вижу мою нечистоту; ибо нечист пред Господом всяк высокосердый»! (Притч. 16, 5). Итак, или отойдите, чтоб я почел себя за великого человека, или хвалите, а я приобрету через вас великое смирение». Этим обоюдоострым мечом рассуждения они были так поражены, что тотчас исчезли» (Свящ. Григорий Дьяченко, ч. 3, стр. 14).

А вот и еще пример. В Египте был один знатный начальник; в его дочь вошел демон и страшно мучил ее. Отец несчастной дочери особенно любил и уважал одного инока, который, раз будучи у него, сказал ему: «Никто не может исцелить дочь твою, кроме тех подвижников, которых я знаю; но если их будешь просить, они по смирению не захотят сего сделать. Ты же вот что сделай. Когда придут на торг продавать свои изделия, ты купи их, а когда войдут к тебе в дом взять плату, проси их, пусть помолятся; веруй, что изойдет из нее бес». По сему совету вельможа пошел на торг и увидел одного из учеников Макария, продававшего сосуды. Он купил у него и пригласил его в дом свой для расчета. И когда тот инок вошел в дом, бесноватая ударила его по лицу. Он же, по заповеди Иисуса Христа, обратил к ней другую сторону лица. Вдруг бесноватая вскрикнула: «О горе мне! Заповедь Его выгоняет меня!». И тотчас девица исцелилась. Тогда все прославили Господа, говоря: «Дух гордыни падает от смирения и от заповедей Христовых скоро исчезает» (Прол. 18 ноябр.).

Смиренный человек сам себя уничижает и всячески старается избежать людской похвалы и мирской славы. Но за то смирение и прославляется Самим Богом. Один старец никуда не выходил из своей кельи; однако имя затворника было славно и до благоговения уважаемо. Однажды Дух Святой возвестил ему: «Никто из праведных мужей разрешается от тела; гряди и прежде нежели умрет он, воздай целование». Старец задумался. «Если выйду днем, думал он, стечется народ, будет, может быть, прославлять меня, а это тяжело для моего сердца. Итак, отправлюсь в путь поздно в вечеру, тайно от всех». Когда смерклось, человек Божий вышел из кельи. Но вдруг явились от Господа два ангела с лампадами, чтобы освещать ему путь. Весь город сбежался видеть славу праведника. Таким образом, сколько он убегал славы, столько слава следовала за ним» – и исполнились слова Священного Писания: «Всякий унижающий себя возвысится»!

Итак, благочестивые слушатели, из всего сказанного поучитесь, что гордость – мерзость пред Господом, грех душепагубный; а смирение есть лучшее украшение души христианской, добродетель, Богом прославляемая. И чем человек может гордиться? Своим происхождением? Но происхождение наше – ничто, – пыль и прах... Своим умом? Но «всякая премудрость от Господа» (Сир. 1, 1). Или сокровищами своими? Но все сокровища даны нам от Бога. «Что ты имеешь, чего бы не получил, – говорит св. ап. Павел. – А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4, 7). Быть может своею славою человек может похвалиться? Нет. «Всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава и цвет ее опал» (1 Петр. 1, 24). Скажите, чем человек еще может хвалиться и гордиться? Добрыми делами? Но разве есть какое-нибудь добро собственно наше? Бог производит в нас желание добра; Он же и дает силы для совершения его; добро, сделанное нами, есть дар Божий, милость Божия; следовательно, мы обязаны благодарить за него Бога, а не превозноситься и гордиться им (Филип. 2, 13). Итак, чем же мы вправе хвалиться? Ничем. Хвалясь, мы присваиваем себе принадлежащее Богу. Посему-то «гордым Бог противится, смиренным же подает благодать».

Многомилостиве Господи! Пошли нам Твою благодать и всели в нас незлобие, кротость и мытарево смирение. Исповедуем мы пред Тобою гнусность гордыни нашей и Ты остави нам это нечестие сердца нашего! Боже! Милостив буди к нам грешникам! Аминь.


Из книги «Общедоступное изъяснение

евангельских чтений».

Составил священник Василий Кудрицкий. 

Киев. 1895 г. Цензор священник С. Трегубов.

– М. : ОСЛН, 2002. 528 с.

Всего в книгу вошли 56 бесед.