КОЗЛОВ ДМИТРИЙ ИЛЬИЧ. ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА СССР. Выдающийся деятель отечественной космонавтики





КОЗЛОВ Дмитрий Ильич



ОН БЫЛ ведущим, а затем и генеральным конструктором легендарной «семерки», ракеты «Р-7», которая создала ракетный щит когда-то великой державы, пятидесятилетие которого мы недавно отметили, и вывела человека в космос. Около 70 процентов запусков космических аппаратов в СССР производились именно на этой ракете. Все без исключения космонавты вышли на орбиту с ее помощью. И более половины созданных в стране спутников были разработаны в ЦСКБ под руководством Дмитрия Козлова и на «семерке» же выведены на орбиту. Она абсолютный рекордсмен по запускам  стартовала более 1750 раз! Ее надежность 0,958. Это уникальный случай в истории мировой космонавтики.

Ему было неполных двадцать два, когда началась Великая Отечественная. Будучи студентом Ленинградского военно-механического института, он вступил в ряды народного ополчения. Несмотря на уговоры и просьбы, ультиматумы, пошел на фронт. Его старший брат, ротный политрук, погиб в самом начале войны. Потом война унесет еще одного брата – младшего, Володьку. Сделает инвалидом и его самого. На вопрос, почему же он, студент последнего курса, имея бронь, ринулся в пекло, Козлов всегда отвечал: «Нас так воспитали. Мой отец, плотник, был коммунистом с 20-го года. Это даже не ленинский призыв, а раньше. И он привил нам любовь к Родине, к святости ее рубежей. Мы просто иначе не могли поступить. Я всегда рвался в бой, на передовую. Меня командировали в военное училище и после нескольких месяцев ускоренного обучения присвоили звание лейтенанта. Трижды был ранен».

А сколько раз он был на волоске от смерти  не счесть. Помните «дорогу жизни»  эту ледовую трассу через Ладожское озеро, спасшую жизнь многим ленинградцам? Среди тех, кто начинал ее строить, был и взвод лейтенанта Козлова. Подготовили трассу. Первые автомашины, в которых расселись бойцы-строители, взревели моторами. Дмитрий тоже было сел, да хватился - вещмешок забыл. Из машины бегом за главным солдатским добром. Схватил «сидор»  и вдогонку за уходящими машинами, которые на его глазах провалились под лед.

Война для Дмитрия Козлова кончилась в 44-м, когда после тяжелого ранения он потерял руку. Из их студенческой группы шесть человек добровольцами ушли на фронт. Погибли пятеро.
После госпиталя он вернулся в военмех, а после его окончания был направлен в Германию – изучать ракеты ФАУ-2, технологию их создания. Там Козлов и познакомился с полковником Королевым.
Трудно судить, чем приглянулся молодой и смышленый вузовский выпускник суровому полковнику. Может быть, тем, что чуть ли не всю войну прошел, и потому был взрослее и мудрее своих однокашников. Или упорством. Или принципиальностью. Или умением разбираться в нюансах нового для себя дела. Как бы там ни было, но Королев, тогда еще мало кому известный человек, пригласил его работать к себе. К себе – это не в знаменитое потом на весь мир КБ, а на пустое место.
Надо было начинать, что называется, с чистого листа. А Дмитрию Козлову 
 с должности рядового инженера. Ступеньки служебной лестницы он преодолевал легко и быстро – через одну не шагал (некому подсаживать было), но и на каждой долго не задерживался. Через пять лет  начальник сектора. А вскоре Королев предложил Козлову стать ведущим конструктором ракеты Р-5, той самой, на которой был установлен первый ядерный заряд, а затем и Р-7, благодаря которой был достигнут ядерный паритет с Соединенными Штатами, которые уже не могли диктовать свою волю всему миру.

А потом, 4 октября 1957 года, был первый спутник. И когда речь зашла уже о серийном выпуске ракеты Р-7, создании конструкторского отдела для оперативного решения вопросов, возникающих в процессе производства, то у академика Королева не возникало сомнений в том, кто будет возглавлять этот ответственный и по-своему автономный участок работы, – Дмитрий Козлов!
Так Дмитрий Ильич попал в Куйбышев. Он приехал на авиазавод №1 всего с тремя-четырьмя сотрудниками. Принципиально. Решил, что в таком большом городе найдет специалистов нужной квалификации, способных не только освоить тонкости ракетостроения, но и наладить производство новой продукции. Хроника такова. Еще в апреле 1958 года на заводе собирали традиционные бомбардировщики, а уже в конце года Козлов доложил Королеву об изготовлении первых двух ракет, созданных в городе на Волге.
Уже через год отдел особого конструкторского бюро № 1 был преобразован в его филиал, а в 1974-м обрел статус самостоятельной организации – стал ЦСКБ.
– Дмитрий Ильич Козлов, – говорит Герой Социалистического Труда и лауреат Ленинской премии Геннадий Аншаков, бывший заместителем Козлова очень много лет,  имел какое-то особое чутье на все новое. Одно из них  спутники, которые журналисты окрестили «шпионами». На самом деле они обычные контролеры.

Кстати, первый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений был подписан именно благодаря нашим спутникам. Политбюро тогда сильно сомневалось в честности американцев. Но когда его члены увидели детальные фотографии территории США, сделанные нашими спутниками, на которых были видны не только все стоянки атомных подводных лодок, но даже и номера автомобилей, стоящих возле здания Пентагона, все сомнения рассеялись и договор был вскоре подписан.
Именно за такие спутники в 1974 году Козлов второй раз был удостоен звания Героя Социалистического Труда. А первая такая звезда была вручена ему за ракету-носитель, доставившую на орбиту космический корабль «Восток» с первым в мире космонавтом на борту 
 Юрием Гагариным.

Дмитрий Козлов никогда не заглядывал в рот начальству. Бывало и с самим С.П., как называли Королева подчиненные, не раз схватывался, отстаивая свою точку зрения. Некоторые сегодняшние хозяйственные руководители, в прошлом крупные партийные работники, давно уже вышли из компартии и боятся каждого напоминания о своем партийном прошлом. А вот Козлов своего «партийного вчера» никогда не стеснялся. И с гордостью вспоминал, что именно он, будучи секретарем партбюро ОКБ-1, давал рекомендацию в партию самому Сергею Павловичу Королеву. А когда райком засомневался в том, что бывший колымский заключенный и сотрудник «шарашки» достоин быть в ее рядах, упорно отстаивал своего шефа и отстоял-таки.
Он, наверное, был единственным из космических маршалов, кто по отношению к созданию комплекса «Энергия» 
 «Буран» имел иное мнение, которое шло вразрез с общепринятым и руководящим. Не уставал твердить, что этот комплекс должен делаться только вместе с полезными нагрузками, которые и должен выводить в космос. Не ради того, чтобы подняться один раз, а выполнять вполне конкретные научно-технические и исследовательские функции. Не будет этого  значит, новому проекту не суждена долгая жизнь. Об этом он не постеснялся сказать даже самому генсеку Михаилу Горбачеву. Но ему тогда не поверили и в результате многие миллиарды рублей выбросили на ветер.

После смерти Королева генеральным конструктором назначили Василия Павловича Мишина. После ряда событий, В.П. Мишин был отстранен от должности, и первый, кому сразу же предложили престижную должность генерального конструктора, был Дмитрий Козлов. Но он наотрез отказался. Не ради своей карьеры боролся, а во имя процветания дела. Как и всегда.
Вот в этом весь Дмитрий Ильич Козлов – прекрасный организатор, мудрый ученый, принципиальный человек, заботливый руководитель.
Даже выйдя на пенсию, он почти каждый день приезжал на свое предприятие, где на дверях его кабинета висела табличка: «Почетный генеральный конструктор». И до мельчайших деталей вникал в очередное детище – ракету-носитель «Союз-2», которая была значительно мощнее своей предшественницы.
С этой ракетой произошла любопытная история. Когда после развала СССР на нее поступил заказ, то заказчики назвали ее уже в духе времени 
 «Русь». Но Козлов самолично перечеркнул это название и начертал: «Союз-2». Спорить с ним тогда никто не решился.

 


Валерий КУЗНЕЦОВ.

Фото Юлии РУБЦОВОЙ.

http://www.socgaz.ru/aktualno/233-poslednijj-gerojj.html