ДИВА, МОНАХ И КОШКА
В те
далекие времена, когда Южный берег был покрыт дремучим лесом, среди
безлюдных скал Симеиза появился отшельник. Долго
не знали, кто он. Однако людская молва все-таки принесла рассказы о его жизни. Много страшного было
занесено в книгу дней этого человека.
Беспощадный
и жестокий воин, он долгие годы огнем и мечом опустошал многие страны, разорял
города, жег селения, усеивая свой путь десятками трупов беззащитных стариков,
детей и женщин. Особенно много было на его совести девушек: их захватывал он к
себе на утеху и для продажи в неволю.
Ужасные
видения долго мучили этого человека. Жертвы его злодеяний проносились перед
ним чередой, взывая к возмездию.
Решил
искупить этот злодей вину перед своими жертвами. Разыскал он в скалах Симеиза
пещеру и поселился в ней. Питался одними дикими плодами, лишь иногда позволял
себе съесть немного рыбы, которую ловил в море. Надеялся изнурить себя постом
так, чтобы не было сил даже вспоминать.
Прошли
годы. В конце концов люди забыли прошлое отшельника. Новое поколение знало его
как человека чистой жизни. В народе прослыл он мудрым. Пастухам, которые
встречали иногда отшельника, казалось, что вокруг его головы светилось сияние,
а это они считали знаком необычайной праведности человека.
Редко
подходили люди к пещере отшельника. Не любил он людей: напоминали они ему о
прошлом.
За
долгие годы одиночества многое из своей прошлой жизни старик наконец и сам
забыл. Забыл и стал считать, что он всегда был праведником, что никогда никаких
преступлений не совершал и никакого раскаяния перед людьми испытывать не
должен. Проникся он гордостью великой и все чаще смотрел на людей, как на
существа низкие, порочные, не ровня ему, праведнику.
– Где
же справедливость?! – возмутились
черти. – Этот
грабитель, насильник и убийца считает себя святым? Да он же наш человек! Мы его
живо на чистую воду выведем.
Начали
черти искать какую-нибудь старую склонность в старике. Не могли найти: далеко
спрятал тот свою былую алчность, жестокость, развращенность. Долго обдумывали,
как же подступить к его душе. И придумали.
Обернулся
дьявол кошкой. В ненастную ночь стал царапаться в дверь пещеры отшельника и
жалобно мяукать. Сжалился старик, пустил кошку в тепло.
И
прижилась кошка в пещере. Днем спала, по ночам охотилась, а по вечерам у огня
мурлыкала свои песни. Рисовали эти песни отшельнику картины тихой жизни у
очага, в кругу детей и близких. Разъярился старик. В его ожесточенном сердце
никогда раньше не было места для таких человеческих радостей, ненавистны были
они ему и теперь. Схватил старец кошку за хвост и вышвырнул из пещеры...
Засмеялся
дьявол от удовольствия: заставил-таки отшельника показать свою истинную душу.
Обернулся дьявол красивой девушкой. И когда однажды старик закинул сеть в море, чтобы наловить рыбы, дьявол юркнул в нее. Вытащил отшельник сеть на берег, а в ней девушка, едва прикрытая остатками одежды. Лежит с закрытыми глазами, свежа, обольстительна. Изумился такому диву старик, кинулся к девушке, стал приводить ее в чувство.
Вздохнула
красавица, приоткрыла глаза, ласково посмотрела на отшельника. Улыбнулся он
девушке, присел возле нее. Хотел расспросить, кто она и как попала в сети. А девушка
вскинула руки на его плечи и крепко поцеловала в губы. Проснулось в отшельнике
прошлое. Жадно привлек он красавицу к себе.
Засмеялось
чертячье племя от удовольствия. Громом прокатился над побережьем этот
злорадный смех. Но не стерпели добрые силы мира надругательства над тем, что
свято для рода человеческого: над семейным очагом и чистой любовью. Не могли
больше терпеть обман, который сеял отшельник. И в наказание превратили всех
троих в камень...
И с той поры стоит у моря скала Дива, не спускает глаз с нее скала Монах, а за ними, словно сторожит их, гора Кошка.
Из сборника «Легенды Крыма».
– Симферополь: Крым, 1965. – 264 с., 5-е изд.
Ред.-сост. Г. Таран