ДИВА, МОНАХ И КОШКА


  

В те далекие времена, когда Южный берег был по­крыт дремучим лесом, сре­ди безлюдных скал Симеиза появился от­шельник. Долго не знали, кто он. Однако людская молва все-таки принесла рассказы о его жизни. Много страшного было занесе­но в книгу дней этого человека.

Беспощадный и жестокий воин, он долгие годы огнем и мечом опустошал многие страны, разорял города, жег селения, усеивая свой путь десятками трупов беззащитных стариков, детей и женщин. Особенно много было на его совести девушек: их захватывал он к себе на утеху и для продажи в неволю.

Ужасные видения долго мучили этого че­ловека. Жертвы его злодеяний проносились перед ним чередой, взывая к возмездию.

Решил искупить этот злодей вину перед своими жертвами. Разыскал он в скалах Симеиза пещеру и поселился в ней. Питался одними дикими плодами, лишь иногда позво­лял себе съесть немного рыбы, которую ло­вил в море. Надеялся изнурить себя постом так, чтобы не было сил даже вспоминать.

Прошли годы. В конце концов люди забы­ли прошлое отшельника. Новое поколение знало его как человека чистой жизни. В наро­де прослыл он мудрым. Пастухам, которые встречали иногда отшельника, казалось, что вокруг его головы светилось сияние, а это они считали знаком необычайной праведно­сти человека.

Редко подходили люди к пещере отшель­ника. Не любил он людей: напоминали они ему о прошлом.

За долгие годы одиночества многое из сво­ей прошлой жизни старик наконец и сам забыл. Забыл и стал считать, что он всегда был праведником, что никогда никаких преступлений не совершал и никакого раскаяния перед людьми испытывать не должен. Проникся он гордостью великой и все чаще смот­рел на людей, как на существа низкие, пороч­ные, не ровня ему, праведнику.

 Где же справедливость?!  возмути­лись черти.  Этот грабитель, насильник и убийца считает себя святым? Да он же наш человек! Мы его живо на чистую воду вы­ведем.

Начали черти искать какую-нибудь старую склонность в старике. Не могли найти: далеко спрятал тот свою былую алчность, жестокость, развращенность. Долго обдумывали, как же подступить к его душе. И придумали.

Обернулся дьявол кошкой. В ненастную ночь стал царапаться в дверь пещеры отшельника и жалобно мяукать. Сжалился ста­рик, пустил кошку в тепло.

И прижилась кошка в пещере. Днем спала, по ночам охотилась, а по вечерам у огня мур­лыкала свои песни. Рисовали эти песни от­шельнику картины тихой жизни у очага, в кругу детей и близких. Разъярился старик. В его ожесточенном сердце никогда раньше не было места для таких человеческих радо­стей, ненавистны были они ему и теперь. Схватил старец кошку за хвост и вышвыр­нул из пещеры...

Засмеялся дьявол от удовольствия: заста­вил-таки отшельника показать свою истин­ную душу.

Обернулся дьявол красивой девушкой. И когда однажды старик закинул сеть в мо­ре, чтобы наловить рыбы, дьявол юркнул в нее. Вытащил отшельник сеть на берег, а в ней девушка, едва прикрытая остатками оде­жды. Лежит с закрытыми глазами, свежа, обольстительна. Изумился такому диву ста­рик, кинулся к девушке, стал приводить ее в чувство.


Вздохнула красавица, приоткрыла глаза, ласково посмотрела на отшельника. Улыбнулся он девушке, присел возле нее. Хотел расспросить, кто она и как попала в сети. А де­вушка вскинула руки на его плечи и крепко поцеловала в губы. Проснулось в отшельни­ке прошлое. Жадно привлек он красавицу к себе.

Засмеялось чертячье племя от удовольст­вия. Громом прокатился над побережьем этот злорадный смех. Но не стерпели добрые силы мира надру­гательства над тем, что свято для рода чело­веческого: над семейным очагом и чистой лю­бовью. Не могли больше терпеть обман, который сеял отшельник. И в наказание превратили всех троих в камень...

И с той поры стоит у моря скала Дива, не спускает глаз с нее скала Монах, а за ни­ми, словно сторожит их, гора Кошка.

Из сборника «Легенды Крыма»

– Симферополь: Крым, 1965. – 264 с., 5-е изд.

Ред.-сост. Г. Таран