А.С. ПУШКИН-РЕДАКТОР
Александр Сергеевич Пушкин. Художник Михаил Кузмин
Особый интерес с
точки зрения становления редактирования как сферы деятельности представляет
опыт редакторской работы А.С. Пушкина. Есть материалы, показывающие некоторые
критерии оценки Пушкиным литературно-художественного произведения. Кроме того,
опыт подготовки Пушкиным альманаха «Современник» дает богатейший материал для
характеристики организационных моментов формирования издания и работы
Пушкина-редактора с авторами.
Свою
деятельность в качестве редактора Пушкин начал в «Литературной газете»
редактора-издателя А.А. Дельвига. С января по март 1830 года он редактировал
эту газету. В качестве цели издания Пушкин определил задачу «знакомить
образованную публику с лучшими произведениями литературы европейской и особенно
российской» (из вступительной статьи при начале издания). Литературный отдел
газеты объединил лучших литераторов своего времени. Среди имен авторов — Д.
Давыдов, Ф. Глинка, Е. Баратынский, П. Катенин, Н. Языков. Все значительные
произведения печатались с разбором или краткими рецензиями в отделе «Библиография». Таким образом, уже
первый собственно редакторский опыт Пушкина показывает, что редактор не только
организатор издания. Пушкин понимает, что издание формирует общественное
мнение, что именно редактор должен помочь читателю разобраться в художественных
произведениях, причем предложить читающей публике лучшее, что есть в литературе.
Особый интерес представляет редакторская работа Пушкина над изданиями
«Современника». Пушкин предполагал создание альманаха как чисто литературного
издания и намеревался включать в него поэзию, прозу, литературную критику. Был
установлен твердый авторский гонорар — 200 рублей за печатный лист.
Структура этого издания строилась по жанровому принципу: было
представлено два отдела — «Стихотворения», «Проза». Кроме того, сюда вошли
литературная критика, библиография, статьи по истории и теории литературы,
экономике, истории просвещения. Это было издание, предназначенное передовой,
просвещенной публике.
При жизни Пушкина, в 1836 году, вышли все четыре тома. Авторы
альманаха — В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, П.А. Вяземский, Ф.И. Тютчев, А.В.
Кольцов и другие.
Пушкин был активным организатором авторского актива «Современника»,
привлекая лучшие литературные силы того времени.
Здесь были опубликованы повесть «Капитанская дочка» Пушкина, повести
Гоголя «Нос», «Коляска», «Утро делового человека».
На страницах «Современника» находим произведения самых разных жанров —
записки, очерки, зарисовки, отчеты, научно-популярные, литературно-критические,
публицистические статьи.
В конце томов помещен библиографический отдел — «Новые книги». Этот
отдел имеет рекомендательный характер, в нем наиболее интересные издания
отмечены звёздочками.
Пушкин ведёт полностью всю редакторскую работу: составляет справочный
аппарат (предисловие и послесловие); организует работу авторов и коллектива
сотрудников. Примечательна работа Пушкина с Денисом Давыдовым и Надеждой
Дуровой. Пушкин приглашает их к сотрудничеству, активно помогает в доработке
произведений.
Основная тенденция в отборе Пушкиным материалов при формировании
«Современника» определялась его стремлением противопоставить свое отношение к
литературе и чтению взгляду на чтение как на средство развлечения
полуобразованных читателей. В
«Современнике» он стремится показать лучшие образцы художественных
произведений. Для развития редактирования это особенно серьезно. Редактор
любого издания может «управлять» читательским восприятием литературного произведения,
демонстрируя читающей публике те или иные аспекты произведения.
Именно так
воспринимают издания те читатели, к которым они обращены. Например, в дневнике
Л.И. Голенищева-Кутузова от 14 апреля 1836 года находим любопытную запись, которая
характеризует это отношение, демонстрирует понимание самой специфики издания и
возможностей редактора влиять на его качество: «Наконец появилось то, что
ожидалось с таким нетерпением, — «Современник» Пушкина, и с первой же страницы
чувствуется отпечаток его духа; Пир в Петербурге повествует в гармоничнейших
стихах о пире, устроенном Петром Великим не в честь победы и торжества,
рождения наследника или именин императрицы, но в честь прощения, оказанного им виноватым,
которых он обнимает, — стихи звучат по-пушкински... Не распространяясь уже о
стихе, сама идея стихотворения прекрасна, это урок, преподанный нашему дорогому
и августейшему владыке — без всякого вступления, предисловия или посвящения
журнал начинается этим стихотворением, которое могло быть помещено и в
середине, но оно в начале, и именно это обстоятельство характеризует его»1.
В то время читающая
публика, к которой обращен «Современник, от литературы ожидала прежде всего
идейности, постановки важнейших общественных злободневных проблем. Видимо,
многие читатели того времени присоединились бы к мнению А.И. Тургенева, который
в ответ на письмо Вяземского от 8 апреля 1836 года пишет: «... как-то странно
будет, если Пушкин совершенно исключит этот элемент (политику. — С.А.) из своего «Современника»:
литература без политики не будет уже современной нам литературой»2.
Деятельность
Пушкина повлияла на развитие редактирования и в более общем плане. Его статьи
содержат требования к произведениям литературы, формируют критерии их оценки.
__________________
1 Абрамович С. Пушкин. Труды и дни. Из хроники 1836 г. // Звезда. 1987, № 1, с.
159.
2 Там
же.
В своих литературно-критических работах Пушкин раскрыл многие
характеристики литературных произведений, которые не утратили своего значения и
для современной редакторской деятельности. Так, в литературной критике он видел
выражение общественного мнения. Он рассматривал литературно-критические
выступления как средство руководства развитием литературы и как средство
воспитания читателя. Он считал, что критик должен обладать независимостью
мнения, ученостью, начитанностью, уважением к преданию, осмотрительностью, зрелостью1.
Критик должен опираться не на свои пристрастия. Он должен иметь широкие
литературные познания, руководствоваться своими внутренними убеждениями,
коренными законами художественного творчества. Пушкин считал, что критика
призвана «открывать достоинства и недостатки в произведениях искусства и
литературы», основываясь на «современном знании правил, коими руководствуется
художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на
деятельном наблюдении современных замечательных явлений»2.
Эти основания
составляют методологическую базу современного редакторского дела как малой
критики. Редактор, продолжая пушкинские традиции, должен при анализе
произведений литературы использовать именно данный подход, рассматривая каждое
произведение с учетом тех правил, которые использовал автор.
И.Д. Якушкин писал
в своих воспоминаниях: «О произведениях словесности он судил верно и с
особенным каким-то достоинством, не говоря почти никогда о собственных своих
сочинениях, он любил разбирать произведения современных поэтов и не только
отдавал каждому из них справедливость, но и в каждом из них умел отыскать
красоты, каких другие не заметили»3.
Пушкин анализировал
форму и содержание литературного произведения. Форму поэтических произведений
он рассматривал, исходя из требования гармонии, в содержании отмечал смысл и
точность. Иными словами, в качестве аспектов исследования произведений он
избирал не любую и каждую случайную сторону вещи. Он выделял основное и
главное — то, что определяет сущность произведения. Например, в замечаниях на
_______________________
1 См.: А.С. Пушкин. Полн.
собр. соч. — Т. XII. — М.-Л., 1949.— С. 97.
2 Пушкин
А.С. Указ. изд. — Т. VII. — С. 159.
3 Якушкин И.Д. Записки. — СПб., 1905. —
С.50.
К.Н. Батюшкова «Мои пенаты» он пишет: «Главный порок в сем прелестном послании — есть слишком
явное смешение древних обычаев мифологических с обычаями жителя подмосковной
деревни. Музы существа идеальные. Христианское воображение наше к ним
привыкло, но норы и келии, где лары расставлены, слишком переносят нас в
греческую хижину, где с неудовольствием находим стол с изорванным сукном и
перед камином суворовского солдата с двухструнной балалайкой. — Это все друг
другу противоречит»1.
Как важное свойство
повествования рассматривал Пушкин достоверность фактов. В рукопись Вяземского
«Биографические и литературные записки о Денисе Ивановиче Фонвизине» он
предлагает включить ссылки на источники, которые подтвердили бы правильность
приводимых фактов.
Опыт
Пушкина-редактора представляет интерес и с точки зрения работы над рукописями.
Преобразователь и по сути один из основных создателей русского литературного
языка, он в редакторской практике реализует свое право редактора именно так,
что материалы с его правкой и постраничными пометами не утратили своей
актуальности и по сей день. Прежде всего можно говорить о бережном отношении
Пушкина-редактора к труду автора. Это проявляется в относительной
малочисленности помет: отмечены только существенные недостатки. К ним относятся
несоответствие отдельных аспектов произведения его жанру или собственной
манере автора. Два этих основания при анализе произведения литературы
действительно серьезны и заслуживают внимания редактора. Против одного из
неудачных стихов К.Н. Батюшкова Пушкин пишет: «Это не Батюшкова, а Блудова, и
то перевод». Сам великолепный поэт, прекрасно чувствующий слово, он подчеркивает
необходимость следовать собственной поэтике.
Не утратило
значения умение Пушкина работать с авторами, его методы подготовки к печати
произведений литературы, принципы подготовки изданий.
Пушкин
способствовал не только публикации, но и написанию многих литературных
произведений. Например, как уже было сказано, он имел самое непосредственное
отношение к появлению записок Дуровой, уговорив ее рассказать о войне
_______________
1 Комарович В. Пометы Пушкина в «Опытах»
Батюшкова / /Лит. насл. — Сб. 16-18. — М., 1934. — С.
885-904.
1812 года; своей рукой написал
Пушкин первые строки мемуаров М.С. Щепкина в подаренной актеру тетради:
«Записки актера Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе
Красном, что на речке Пенке»1.
В его отношении к
другим авторам чувствовалось, по свидетельству современников, совершенное
отсутствие профессиональной зависти, он «до пристрастия привязывался к каждому
возникающему таланту». Вспоминают о его «милом, любезном, истинном желании
видеть дарование во всяком начале, поощрять его словом и делом и радоваться
ему»2. Характерно в связи с этим воспоминание П.А. Вяземского:
«Навестил меня в Остафьеве Пушкин. Разумеется, не отпустил я его от себя без
прочтения всего написанного мною. Он слушал меня с живым сочувствием приятеля
и критика меткого, строгого и светлого...»3. Обратим внимание на
эти слова из приведенного отрывка автобиографического введения Вяземского к
запискам Фонвизина. Пушкин здесь — истинный редактор, задача и предназначение
которого — способствовать становлению и развитию литературы. Тут отражено
внутреннее состояние поэта в тот момент, когда он волею случая принимает
участие в совершенствовании труда Вяземского. Его отношение к процессу
проявляется в живом, сочувственном общении с автором, в стремлении поддержать
его.
Работу Пушкина с
авторами отличали, с одной стороны, взыскательность и требовательность, а с
другой — необыкновенное внимание, глубокая заинтересованность. Многие писатели
обязаны ему тем, что их произведения увидели свет. Так, в «Современнике»
опубликованы 23 стихотворения Тютчева, стихотворения Кольцова и Слепушкина.
Гоголь писал о Пушкине: «Все, что у меня есть хорошего, всем этим я обязан ему.
И теперешний труд мой («Мертвые души») есть его создание»4. Приведем
еще слова Н.Г. Чернышевского: «Благородное желание помочь и одобрить всякого
начинающего писателя, в котором замечал он талант, хорошо известно. Об
отношении Пушкина к Гоголю излишне говорить. Многие также знают, с каким
радушием старался он о литературных успехах барона Розена, г-жи Дуровой, какими
_______________________
1 Щепкин М.С. Записки. Письма. Воспоминания современников
о М.С. Щепкине. — М., 1952. — С. 59.
2 См.: Божевская К. Пушкин и молодые писатели //
Новый мир, 1949, № 6, с. 170.
3 Вяземский
П.А. Полн. собр. соч. — Т. 1. СПб.. 1880. — С. 11.
4 Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. — Т. XI. М.. 1952. — С. 91.
похвалами встретил сказку г. Ершова «Конек-горбунок», которую
внимательно пересмотрел и первые четыре стиха которой (по словам г. Смирдина)
принадлежат А. Пушкину»1.
Таким образом,
отношение «автор—редактор» в деятельности Пушкина обозначилось отчетливо, и
подчеркнем, что это отношение было именно таким, какое необходимо иметь
редактору. В третьем томе своего «Современника» он пишет: «Статья «О движении
журнальной литературы» напечатана в моем журнале, но из сего не следует, чтобы
все мнения, в ней выраженные с такой юношеской живостью и прямодушием, были
совершенно сходны с моими собственными. Во всяком случае она не есть и не
могла быть программою «Современника»2. На этом высказывании Пушкина
стоит остановиться специально. Практически весь XIX век характерен изданиями,
которые прежде всего отражали волю редактора и издателя, поскольку, как
правило, на страницы изданий попадали произведения тех авторов, чья позиция
совпадала с позицией издателя. По сути, Пушкин и в этом случае опередил свой
век, четко обозначив меру взаимодействия автора и редактора: редактор должен,
имея собственную позицию, не лишать и автора права на собственную.
В первой четверти XIX века в издательской практике существовала романтическая традиция расположения материала в изданиях — произведения располагались либо по темам, либо по жанрам, либо по жанрам с тематической группировкой внутри разделов. Именно так выпускал свои сборники стихотворений А.С. Пушкин в 1826 году. Однако издание «Стихотворений» 1829—1835 годов Пушкин строит уже на хронологическом принципе, располагая произведения по времени их написания. Позднее, в 1838 году, после выхода в свет посмертных «Сочинений Александра Пушкина» Белинский в рецензии, напечатанной в «Московском наблюдателе», писал: «... несмотря на важные преимущества нового издания перед старым, это старое все-таки не теряет своей цены, потому что в нем стихотворения расположены не по форме, часто случайной и условной, а хронологически, по времени их написания, через что дается средство следить за развитием поэта»3.
________________________________
1 Чернышевский Н.Г. Поли.
собр. соч.: В 15 т. М., 1949. — Т. 2. — С. 444.
2 См.:
Современник, 1836, № 3.
3 Белинский
В.Г. Указ. изд. — Т. 2. М., 1953. — С. 384-385.
Обратим внимание на
последние слова критика. Они говорят о том, что у читающей публики появляется
интерес не только к собственно произведениям автора, но и к его творчеству. Своим изданием Пушкин как будто предугадывает это. Литература воспитывает
публику, и эстетическая потребность качественно совершенствуется, что Пушкин,
как редактор и издатель, сумел почувствовать.
Выводы. В начале XIX века редакторская деятельность начинает осознаваться как самостоятельный аспект
книгоиздания, в словарях закрепляется понятие «редактор». Начинают
обозначаться самостоятельные функции издателя и редактора. Особенно отчетливо
проявляются качества редакторской деятельности в подготовке альманахов.
Деятельность журналов показывает роль и значение редактора в формировании изданий,
определяет некоторые направления его организационных функций. Ведется полемика
об особенностях подготовки собраний сочинений, вырабатываются принципы отбора и
расположения произведений в таких изданиях.
Из учебного пособия «Редактирование.
Общий курс».
С.Г. Антонова,
В.И. Соловьев,
К.Т. Ямчук.
— М.: Издательство МГУП. 1999. С.
91—98.
Под общей редакцией доктора филологических наук С.Г. Антоновой.