А.С. ПУШКИН-РЕДАКТОР



Александр Сергеевич Пушкин. Художник Михаил Кузмин 

Особый интерес с точки зрения становления редактирования как сферы деятельности представляет опыт редакторской рабо­ты А.С. Пушкина. Есть материалы, показывающие некоторые критерии оценки Пушкиным литературно-художественного про­изведения. Кроме того, опыт подготовки Пушкиным альманаха «Современник» дает богатейший материал для характеристики организационных моментов формирования издания и работы Пушкина-редактора с авторами.

Свою деятельность в качестве редактора Пушкин начал в «Ли­тературной газете» редактора-издателя А.А. Дельвига. С янва­ря по март 1830 года он редактировал эту газету. В качестве цели издания Пушкин определил задачу «знакомить образованную публику с лучшими произведениями литературы европейской и особенно российской» (из вступительной статьи при начале издания). Литературный отдел газеты объединил лучших лите­раторов своего времени. Среди имен авторов — Д. Давыдов, Ф. Глинка, Е. Баратынский, П. Катенин, Н. Языков. Все значитель­ные произведения печатались с разбором или краткими рецензиями  в отделе «Библиография». Таким образом, уже первый соб­ственно редакторский опыт Пушкина показывает, что редактор не только организатор издания. Пушкин понимает, что издание формирует общественное мнение, что именно редактор должен помочь читателю разобраться в художественных произведени­ях, причем предложить читающей публике лучшее, что есть в литературе.

Особый интерес представляет редакторская работа Пушкина над изданиями «Современника». Пушкин предполагал создание альманаха как чисто литературного издания и намеревался вклю­чать в него поэзию, прозу, литературную критику. Был установ­лен твердый авторский гонорар — 200 рублей за печатный лист.

Структура этого издания строилась по жанровому принци­пу: было представлено два отдела — «Стихотворения», «Проза». Кроме того, сюда вошли литературная критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, экономике, истории просвещения. Это было издание, предназначенное передовой, просвещенной публике.

При жизни Пушкина, в 1836 году, вышли все четыре тома. Авторы альманаха — В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, П.А. Вязем­ский, Ф.И. Тютчев, А.В. Кольцов и другие.

Пушкин был активным организатором авторского актива «Современника», привлекая лучшие литературные силы того времени.

Здесь были опубликованы повесть «Капитанская дочка» Пуш­кина, повести Гоголя «Нос», «Коляска», «Утро делового человека».

На страницах «Современника» находим произведения самых разных жанров — записки, очерки, зарисовки, отчеты, научно-популярные, литературно-критические, публицистические статьи.

В конце томов помещен библиографический отдел — «Новые книги». Этот отдел имеет рекомендательный характер, в нем наиболее интересные издания отмечены звёздочками.

Пушкин ведёт полностью всю редакторскую работу: состав­ляет справочный аппарат (предисловие и послесловие); органи­зует работу авторов и коллектива сотрудников. Примечательна работа Пушкина с Денисом Давыдовым и Надеждой Дуровой. Пушкин приглашает их к сотрудничеству, активно помогает в доработке произведений.

Основная тенденция в отборе Пушкиным материалов при формировании «Современника» определялась его стремлением противопоставить свое отношение к литературе и чтению взгля­ду на чтение как на средство развлечения полуобразованных  читателей. В «Современнике» он стремится показать лучшие образцы художественных произведений. Для развития редак­тирования это особенно серьезно. Редактор любого издания мо­жет «управлять» читательским восприятием литературного про­изведения, демонстрируя читающей публике те или иные аспек­ты произведения.

Именно так воспринимают издания те читатели, к которым они обращены. Например, в дневнике Л.И. Голенищева-Кутузова от 14 апреля 1836 года находим любопытную запись, кото­рая характеризует это отношение, демонстрирует понимание самой специфики издания и возможностей редактора влиять на его качество: «Наконец появилось то, что ожидалось с таким не­терпением, — «Современник» Пушкина, и с первой же страницы чувствуется отпечаток его духа; Пир в Петербурге повествует в гармоничнейших стихах о пире, устроенном Петром Великим не в честь победы и торжества, рождения наследника или именин императрицы, но в честь прощения, оказанного им виноватым, которых он обнимает, — стихи звучат по-пушкински... Не рас­пространяясь уже о стихе, сама идея стихотворения прекрасна, это урок, преподанный нашему дорогому и августейшему вла­дыке — без всякого вступления, предисловия или посвящения журнал начинается этим стихотворением, которое могло быть помещено и в середине, но оно в начале, и именно это обстоя­тельство характеризует его»1.

В то время читающая публика, к которой обращен «Современ­ник, от литературы ожидала прежде всего идейности, постанов­ки важнейших общественных злободневных проблем. Видимо, многие читатели того времени присоединились бы к мнению А.И. Тургенева, который в ответ на письмо Вяземского от 8 ап­реля 1836 года пишет: «... как-то странно будет, если Пушкин совершенно исключит этот элемент (политику. — С.А.) из своего «Современника»: литература без политики не будет уже совре­менной нам литературой»2.

Деятельность Пушкина повлияла на развитие редактирова­ния и в более общем плане. Его статьи содержат требования к произведениям литературы, формируют критерии их оценки.

__________________

 1 Абрамович С. Пушкин. Труды и дни. Из хроники 1836 г. // Звезда. 1987, № 1, с. 159.

2 Там же.

В своих литературно-критических работах Пушкин раскрыл многие характеристики литературных произведений, которые не утратили своего значения и для современной редакторской деятельности. Так, в литературной критике он видел выражение общественного мнения. Он рассматривал литературно-крити­ческие выступления как средство руководства развитием лите­ратуры и как средство воспитания читателя. Он считал, что кри­тик должен обладать независимостью мнения, ученостью, на­читанностью, уважением к преданию, осмотрительностью, зре­лостью1. Критик должен опираться не на свои пристрастия. Он должен иметь широкие литературные познания, руководство­ваться своими внутренними убеждениями, коренными закона­ми художественного творчества. Пушкин считал, что критика призвана «открывать достоинства и недостатки в произведени­ях искусства и литературы», основываясь на «современном зна­нии правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на дея­тельном наблюдении современных замечательных явлений»2.

Эти основания составляют методологическую базу современно­го редакторского дела как малой критики. Редактор, продолжая пуш­кинские традиции, должен при анализе произведений литературы использовать именно данный подход, рассматривая каждое произ­ведение с учетом тех правил, которые использовал автор.

И.Д. Якушкин писал в своих воспоминаниях: «О произведе­ниях словесности он судил верно и с особенным каким-то досто­инством, не говоря почти никогда о собственных своих сочине­ниях, он любил разбирать произведения современных поэтов и не только отдавал каждому из них справедливость, но и в каж­дом из них умел отыскать красоты, каких другие не заметили»3.

Пушкин анализировал форму и содержание литературного произведения. Форму поэтических произведений он рассматри­вал, исходя из требования гармонии, в содержании отмечал смысл и точность. Иными словами, в качестве аспектов иссле­дования произведений он избирал не любую и каждую случай­ную сторону вещи. Он выделял основное и главное — то, что оп­ределяет сущность произведения. Например, в замечаниях на стихотворение 

­­­­­­­­­­­­­_______________________

См.: А.С. Пушкин. Полн. собр. соч. — Т. XII. — М.-Л., 1949.— С. 97.

2 Пушкин А.С. Указ. изд. — Т. VII. — С. 159.

3 Якушкин И.Д. Записки. — СПб., 1905. — С.50.

 

К.Н. Батюшкова «Мои пенаты» он пишет: «Глав­ный порок в сем прелестном послании — есть слишком явное смешение древних обычаев мифологических с обычаями жите­ля подмосковной деревни. Музы существа идеальные. Христи­анское воображение наше к ним привыкло, но норы и келии, где лары расставлены, слишком переносят нас в греческую хижи­ну, где с неудовольствием находим стол с изорванным сукном и перед камином суворовского солдата с двухструнной балалай­кой. — Это все друг другу противоречит»1.

Как важное свойство повествования рассматривал Пушкин достоверность фактов. В рукопись Вяземского «Биографические и литературные записки о Денисе Ивановиче Фонвизине» он предлагает включить ссылки на источники, которые подтвер­дили бы правильность приводимых фактов.

Опыт Пушкина-редактора представляет интерес и с точки зре­ния работы над рукописями. Преобразователь и по сути один из основных создателей русского литературного языка, он в редактор­ской практике реализует свое право редактора именно так, что материалы с его правкой и постраничными пометами не утрати­ли своей актуальности и по сей день. Прежде всего можно говорить о бережном отношении Пушкина-редактора к труду автора. Это проявляется в относительной малочисленности помет: отмечены только существенные недостатки. К ним относятся несоответст­вие отдельных аспектов произведения его жанру или собственной манере автора. Два этих основания при анализе произведения литературы действительно серьезны и заслуживают внимания редактора. Против одного из неудачных стихов К.Н. Батюшкова Пушкин пишет: «Это не Батюшкова, а Блудова, и то перевод». Сам великолепный поэт, прекрасно чувствующий слово, он подчерки­вает необходимость следовать собственной поэтике.

Не утратило значения умение Пушкина работать с авторами, его методы подготовки к печати произведений литературы, принципы подготовки изданий.

Пушкин способствовал не только публикации, но и написа­нию многих литературных произведений. Например, как уже было сказано, он имел самое непосредственное отношение к появлению записок Дуровой, уговорив ее рассказать о войне

_______________

 1 Комарович В. Пометы Пушкина в «Опытах» Батюшкова / /Лит. насл. — Сб. 16-18. — М., 1934. — С. 885-904.

1812 года; своей рукой написал Пушкин первые строки мемуаров М.С. Щепкина в подаренной актеру тетради: «Записки акте­ра Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке»1.

В его отношении к другим авторам чувствовалось, по свиде­тельству современников, совершенное отсутствие профессио­нальной зависти, он «до пристрастия привязывался к каждому возникающему таланту». Вспоминают о его «милом, любезном, истинном желании видеть дарование во всяком начале, поощрять его словом и делом и радоваться ему»2. Характерно в связи с этим воспоминание П.А. Вяземского: «Навестил меня в Остафьеве Пушкин. Разумеется, не отпустил я его от себя без прочтения всего написанного мною. Он слушал меня с живым сочувствием при­ятеля и критика меткого, строгого и светлого...»3. Обратим вни­мание на эти слова из приведенного отрывка автобиографиче­ского введения Вяземского к запискам Фонвизина. Пушкин здесь — истинный редактор, задача и предназначение которого — спо­собствовать становлению и развитию литературы. Тут отражено внутреннее состояние поэта в тот момент, когда он волею случая принимает участие в совершенствовании труда Вяземского. Его отношение к процессу проявляется в живом, сочувственном об­щении с автором, в стремлении поддержать его.

Работу Пушкина с авторами отличали, с одной стороны, взы­скательность и требовательность, а с другой — необыкновенное внимание, глубокая заинтересованность. Многие писатели обя­заны ему тем, что их произведения увидели свет. Так, в «Совре­меннике» опубликованы 23 стихотворения Тютчева, стихотво­рения Кольцова и Слепушкина. Гоголь писал о Пушкине: «Все, что у меня есть хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой («Мертвые души») есть его создание»4. Приведем еще слова Н.Г. Чернышевского: «Благородное желание помочь и одоб­рить всякого начинающего писателя, в котором замечал он та­лант, хорошо известно. Об отношении Пушкина к Гоголю излиш­не говорить. Многие также знают, с каким радушием старался он о литературных успехах барона Розена, г-жи Дуровой, какими

_______________________

  1   Щепкин М.С. Записки. Письма. Воспоминания современников о М.С. Щеп­кине. — М., 1952. — С. 59.

2     См.: Божевская К. Пушкин и молодые писатели // Новый мир, 1949, № 6, с. 170.

3          Вяземский П.А. Полн. собр. соч. — Т. 1. СПб.. 1880. — С. 11.

4          Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. — Т. XI. М.. 1952. — С. 91.

 

похвалами встретил сказку г. Ершова «Конек-горбунок», которую внимательно пересмотрел и первые четыре стиха кото­рой (по словам г. Смирдина) принадлежат А. Пушкину»1.

Таким образом, отношение «автор—редактор» в деятельности Пушкина обозначилось отчетливо, и подчеркнем, что это отно­шение было именно таким, какое необходимо иметь редактору. В третьем томе своего «Современника» он пишет: «Статья «О дви­жении журнальной литературы» напечатана в моем журнале, но из сего не следует, чтобы все мнения, в ней выраженные с такой юношеской живостью и прямодушием, были совершенно сход­ны с моими собственными. Во всяком случае она не есть и не могла быть программою «Современника»2. На этом высказыва­нии Пушкина стоит остановиться специально. Практически весь XIX век характерен изданиями, которые прежде всего отражали волю редактора и издателя, поскольку, как правило, на страни­цы изданий попадали произведения тех авторов, чья позиция совпадала с позицией издателя. По сути, Пушкин и в этом слу­чае опередил свой век, четко обозначив меру взаимодействия автора и редактора: редактор должен, имея собственную пози­цию, не лишать и автора права на собственную.

В первой четверти XIX века в издательской практике сущест­вовала романтическая традиция расположения материала в изданиях — произведения располагались либо по темам, либо по жанрам, либо по жанрам с тематической группировкой внут­ри разделов. Именно так выпускал свои сборники стихотворе­ний А.С. Пушкин в 1826 году. Однако издание «Стихотворений» 18291835 годов Пушкин строит уже на хронологическом прин­ципе, располагая произведения по времени их написания. Позд­нее, в 1838 году, после выхода в свет посмертных «Сочинений Александра Пушкина» Белинский в рецензии, напечатанной в «Московском наблюдателе», писал: «... несмотря на важные пре­имущества нового издания перед старым, это старое все-таки не теряет своей цены, потому что в нем стихотворения располо­жены не по форме, часто случайной и условной, а хронологиче­ски, по времени их написания, через что дается средство сле­дить за развитием поэта»3.


________________________________

 

Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч.: В 15 т. М., 1949. — Т. 2. — С. 444.

2          См.: Современник, 1836, № 3.

3 Белинский В.Г. Указ. изд. — Т. 2. М., 1953. — С. 384-385.

 

Обратим внимание на последние слова критика. Они говорят о том, что у читающей публики появляется интерес не только к собственно произведениям автора, но и к его творчеству. Своим изданием Пушкин как будто предугадывает это. Литература воспитывает публику, и эстетическая потребность качест­венно совершенствуется, что Пушкин, как редактор и издатель, сумел почувствовать.

Выводы. В начале XIX века редакторская деятельность начинает осознаваться как самостоятельный аспект книгоизда­ния, в словарях закрепляется понятие «редактор». Начинают обозначаться самостоятельные функции издателя и редактора. Особенно отчетливо проявляются качества редакторской дея­тельности в подготовке альманахов. Деятельность журналов показывает роль и значение редактора в формировании изда­ний, определяет некоторые направления его организационных функций. Ведется полемика об особенностях подготовки собраний сочинений, вырабатываются принципы отбора и располо­жения произведений в таких изданиях.

 

 

Из учебного пособия «Редактирование. Общий курс».

С.Г. Антонова, В.И. Соловьев, К.Т. Ямчук.  

М.: Издательство МГУП. 1999. С. 9198.

Под общей редакцией доктора филологических наук С.Г. Антоновой